Бывший министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков, анализируя ежегодное Послание президента РК, поделился своим мнением о создании Министерства водных ресурсов и ирригации. Оно было создано 1 сентября по указу президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
«Прошли очередные структурные и кадровые изменения в системе госуправления. Из наиболее заметных и значимых – создание министерства водных ресурсов и ирригации, которое сразу, с чьей-то легкой руки, прозвали «МинВоды». Конечно, с курортным местом его путать нельзя: проблем и работы там «выше крыши». Хорошо бы в этом министерстве, кроме управления водными ресурсами (очень важный вопрос!) и ирригации, сконцентрировать все вопросы (!!) обеспечения населения питьевой водой. Ведь негоже в ХХІ веке сидеть нашим людям без решения самого насущной и базовой потребности, как питьевая вода», – написал Асылжан Мамытбеков в Facebook.
По его мнению, форсированно индустриализовались, промышленную революцию 4.0 осуществили, авто/айпады собираем, а вот вопросы воды у половины населения не решены, а если решены – то не кардинально.
Для справки скажу (данные за 2018 год, которые к сожалению вряд ли улучшились) из всех 6577 сельских населенных пунктов (снп) только 3205 СНП обеспечены были питьевой водой на постоянной основе (имеется ввиду 24/7), это менее 50%. Много где подают воду по графику, где еще привозят воду.
Я уже как-то писал, что пора перестать все вопросы в этой сфере решать лишь госорганам и только лишь за счет госбюджета (Ссылка)
Но в вопросах водообеспечения есть и другие проблемы, кроме не применения ГЧП в этой сфере.
Хотя применение ГЧП стало бы панацеей. Ведь детсады не строились, пока не перешли на государственно-частные партнерские отношения.
«Вопросы строительства школ, объектов здравоохранения сейчас тоже активно перешли на эту колею. И, я уверен, что в скором времени проблемы в сферах образования и здравоохранения сдвинутся с мертвой точки. Точно так же, в свое время, многие вопросы обводнения пастбищ в МСХ были решены на основе частной инициативы», – считает он.
Совместные усилия активного частного бизнеса и неповоротливого государства дают быстрый и эффективный результат. Так работает весь цивилизованный мир.
Сейчас, кроме того, что все потуги ложатся только лишь на плечи госбюджета (который, кстати, не резиновый), проблема заключается в том, что в таков важном вопросе как обеспечение питьевой водой нет единого ответственного госоргана.
По его мнению, инициирование и проектирование изначально осуществляет районный бюджет (аким), потом передают эту заявку в областной бюджет (акиму), тот собирает все заявки со всех районов/городов дает заявку в республиканский бюджет. Тут уже заявки раздваиваются: групповые водоводы финансировал и, иногда сам строил, Комитет по водным ресурсам (бродивший между МСХ и Минэкологии), а водопроводы внутри населенных пунктов рассматривал Комитет ЖКХ при Мининдустрии (названия не точны, но по сути понятно). Оба министерства клянчат деньги в Минфине и в Минэкономики.
Выбив средства, спускают их целевыми трансфертами в областной бюджет. Тот обычно проводит госзакуп (конкурс) и спускает подрядчика с деньгами в район.
Еще есть проблема данных о залежах подземных вод (в случае их использования в проекте как источник воды). Эти данные уже давно устарели, новую разведку никто не делает, а старые еще и получить сложно. А за это отвечает уже совсем другой Комитет (геологии), совсем другого министерства.
Короче: крайних найти сложно или невозможно. Как говорят у нас в народе: «қойшы көп болса – қой арам өледі».
Ведь посудите сами: Если нет дорог на селе, все знают к кому обратиться (есть Минавтодор в том или ином ввиде и есть аким), нет газа – тоже все более-менее понятно – куда идти и кому жаловаться. Нет телефонной связи – пожалуйста, вот Казахтелеком и его министерство.
А вот нет воды уже 30 с лишним лет и не с кого спросить. Построят групповой водовод – вроде вот радость, тут выясняют – не разветвлений. Построят внутреннюю сеть – нет источника воды или очистки. У всех разный бюджетный администратор. Каких только программ не было: «Таза су» и т.п. Какие только средства не выделяются, но конца краю проблем до сих пор не видно!
«Сразу скажу, что в свое время МСХ инициировал создание Единого национального оператора по воде, и даже готовы были сделать им подведомственный МСХ РГП «Казводхоз» или же готовы были передать все свои вопросы в иной (назначенный Правительством) госорган или юр/лицо. Но, воз и ныне там. Наверное, у тех мужей на тот момент были более важные вопросы. чем обеспечение населения базовым ресурсом, как ВОДА», – поделился Асылжан Мамытбеков.
Проведя кучу совещаний, мозговых штурмов, выслушав массу презентаций вопрос так и не решился по сути.
«Много воды утекло с тех пор. Надеемся, что сейчас будут приняты все необходимые решения. Иначе «МинВоды» превратится в «СуМи» (как его еще прозвали колючие языки) и будет продолжать «толочь воду в ступе» и продолжать «переливать из пустого в порожнее», – добавил он.
Также выразил надежду, что ситуация с обеспечением населения чистой питьевой водой улучшится.
Есть в народе древняя пословица «Судың да сұрауы бар» –«И за воду будет спрос», – ее вспомнил президент Токаев во время Послания, поднимая проблему водных ресурсов.
Напомним, Министерство водных ресурсов и ирригации РК было создано 1 сентября по указу президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева.
Оно «отпочковалось» от Министерства экологии и природных ресурсов РК с «передачей ему функций и полномочий в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения».
Нуржан Нуржигитов возглавил Министерство водных ресурсов и ирригации РК.
Должность министра сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков занимал с 11 апреля 2011 по 6 мая 2016 года.