Война закончилась 78 лет назад, это равно одной человеческой жизни. Очевидцам событий, участникам войны, фронтовикам, ветеранам труда уже давно за 80 лет.
Их осталось совсем мало – на 3 мая 2023 года общее число ветеранов ВОВ, проживающих в Алматы, составило 56 человек. Многие из них, несмотря на преклонный возраст, ведут социально активную жизнь, проводят встречи с молодежью и делятся своими историями. На одной из таких встреч побывала и корреспондент «Вечёрки». Общественный фонд «Совет ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны» в преддверии Дня Победы провел пресс-конференцию. Представители СМИ побеседовали с Тамарой Максимовой, членом попечительского совета фонда ОФ «Совет ветеранов ВОВ, тружеников тыла и детей войны», и Асьмой Жетписбаевой, ветераном труда.
Тамара Максимова говорит, что чаще всего на встречах молодежь спрашивает, как началась война и как она закончилась:
– На днях приходили девятиклассницы, их очень интересовал этот вопрос – как началась война и кто как отреагировал. Сейчас все говорят, что в Москве началась паника. Могу сказать как москвичка – ничего подобного не было. Москва сразу посуровела, все окна и витрины закрыли, выключили освещение в городе. Все вмиг повзрослели. Заводы, фабрики, театры, киностудии эвакуировались на восток. Самолеты с первой ночи начали бомбить столицу, они бросали зажигательные бомбы. Соседний дом уничтожили, театр имени Вахтангова был разнесен бомбами. Тем не менее все были серьезные, не теряли бдительности.
Тамара Александровна утверждает, что ее поколение отличается от нынешнего патриотичностью.
– Когда началась война, я только что окончила девять классов. Мы всем классом пошли в военкомат с просьбой отправить на фронт. Сейчас я встречаюсь со школьниками и спрашиваю у них – куда хотят поступать. Очень многие мальчики отвечают: «Хоть бы от армии откосить». Для меня это звучит ужасно. У меня остались фронтовые письма. Один мой товарищ писал: «Мне повезло, я попал к разведчикам и неделю был в тылу врага. Мы промерзли, осень была холодная, вернулись к своим просушиться и отогреться. Потом обратно». Ровесник нашим выпускникам пишет: «Ну ничего, война закончится, отдохнем, а впрочем, и после войны отдыхать будет некогда, потому что фашисты уничтожили наши дома, города и селения. Все надо будет восстанавливать». Мы так и жили. Сейчас ребята больше беспокоятся о том, как повеселиться. Для нас была значимой фраза «Родина-мать». Как вы сейчас относитесь к матери, так мы относились к Родине, – поведала Тамара Александровна.
Ветеран войны говорит, что их не интересовало, кто какой национальности. В ее классе учились и немцы, и поляки, и азербайджанцы. И узнали они об этом только в военкомате.
О нелегкой судьбе труженицы тыла рассказала Асьма Жетписбаева. Жестокая война забрала у нее всю семью, а ее, маленькую девочку, заставила рано повзрослеть и нести бремя заботы о фронтовиках.
– Я родилась в 1928 году, в 1940 году нас было пятеро в семье – папа, мама, папин братишка, сестра и я. В 1940 году папиному брату исполнилось 18 лет, его призвали в армию. Он попал в Беларусь, на границу с Германией. В 1941-м, в мае, мы получили его последнее письмо. В первый день войны все, кто с ним уехал из Семипалатинска, погибли. После войны я искала сослуживцев дяди, но тщетно. 5 сентября 1941-го в возрасте 33 лет умерла мама, у нее было больное сердце. В 1942 году отца призвали на фронт. Помню, мы с сестрой пошли на призывной пункт вместе с ним, нас туда не пустили. Мы спросили, когда будет отправка, нам не ответили. Чтобы не прозевать отправку, мы с сестрой сидели за забором трое суток, спали по очереди. Через три дня их вывели в строю. Отец держал меня на одной руке, на другой – сестру, так и шли мы на вокзал. Их поместили в вагоны и отправили на фронт.
После этого Асьма-апай получила от отца всего лишь три письма. Первые два он написал, находясь в поезде, а третье, последнее, – из Сталинграда, где он и пал смертью храбрых. Асьме-апай на тот момент было 12 лет, а ее сестре – 16. Им пришлось бросить школу и выйти на работу. Асьма-апай устроилась в литейный цех, а сестра – в эвакуированную с Украины швейную фабрику. Однако смерть не отступала, она забрала у Асьмы-апай последнюю родную душу, которая у нее осталась. Сестра умерла в январе 1943 года, простудившись во время лютых морозов, но несмотря ни на что Асьма-апай не сдавалась, она нашла в себе силы работать во благо Родины и стала настоящей труженицей тыла.
– С работы нас посылали в сосновый бор в тридцати километрах – там сеяли зерно для фронта. Меня отправляли, потому что мужчин не осталось совсем. Я привозила оттуда зерно в Семипалатинск на мельницу. Все для фронта. Получилось так – едешь по лесу, а там глухо, никого нет. Если встретишь попутчика, на душе радостно становится. Однажды мы только выехали из леса, и лошадь остановилась. Я сразу подумала о волках, которые обитали в тех краях. Мы стояли долго, ожидали нападения. Было очень страшно, но все равно – смогли выстоять. Вот так и прошла война, – вспоминает Асьма-апай.
Редакция газеты «Вечерний Алматы» желает Тамаре Александровне и Асьме Сейсенбековне, а также всем ветеранам ВОВ и труженикам тыла крепкого здоровья и долгих лет жизни!
Статья опубликована в №57 от 06.05.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Так и прошла война…».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!