Как не угодить в кредитную кабалу, рассказали эксперты АРРФР

Как не угодить в кредитную кабалу, рассказали эксперты АРРФР

Получить отсрочку по кредиту в связи с ЧП? Что нужно знать о мошенниках и финансовых пирамидах? Соглашаться ли на рефинансирование? На эти и другие вопросы отвечают специалисты Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка.



Обратная связь


– Скажите, пожалуйста, что означает «отсрочка по кредиту»? То есть если у меня нет возможности погашать кредит, то я обращаюсь в свой банк за отсрочкой и приступаю к ежемесячным взносам по кредиту спустя несколько месяцев, пока мое финансовое положение не стабилизируется? И до какого числа мне надо подать заявление на получение отсрочки?


– В целях предотвращения случаев возникновения просроченной задолженности по банковским займам и микрокредитам приказом агентства от 10 января 2022 года утвержден порядок предоставления отсрочки платежей по займам физических и юридических лиц, пострадавших в результате введения чрезвычайного положения. Для получения отсрочки вы должны обратиться в кредитную организацию, в вашем случае в банк, с заявлением до 4 апреля текущего года включительно, после чего кредитор примет решение о ее предоставлении.


Отсрочка платежей по кредиту предоставляется путем: установления нового графика платежей в виде равномерного распределения ранее отсроченных платежей до конца срока займа; увеличения срока займа с сохранением размера платежей; иного графика в результате изменения условий договора банковского займа или микрокредита, согласованного кредитной организацией с заемщиком.


На период отсрочки кредитная организация не начисляет и не требует уплаты неустойки, то есть штрафов и пени по договорам банковского займа или микрокредита заемщика. Также не осуществляет капитализации, то есть суммирования начисленного и просроченного вознаграждения, неустойки к сумме основного долга по договорам банковского займа или микрокредита.


В случае необоснованного отказа в предоставлении отсрочки вы вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка с приложением подтверждающих документов. Агентство на его основании в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку его действий.


– Я – индивидуальный предприниматель и рассчитываю получить отсрочку платежей по микрокредиту. На какой период она предоставляется и можно ли подать заявление в микрофинансовую организацию (МФО) удаленно?


– Да, вы можете подать заявление. МФО приостанавливает выплаты по основному долгу и вознаграждению по договорам микрокредита заемщика при наличии информации об ухудшении его финансового состояния или ущербе, нанесенном в период чрезвычайного положения.


Отсрочка платежей по кредиту заемщика предоставляется кредитной организацией на срок с 5 января по 5 апреля текущего года. По взаимному согласию, вашего и МФО, может быть установлен иной срок отсрочки. Направить заявление в кредитную организацию можно как удаленно: с помощью электронной почты, онлайн-системы, интернет-ресурса, мобильного приложения, других средств связи, так и путем личного посещения заемщиком офиса кредитной организации.


– Какие документы необходимо предоставить для получения отсрочки платежей по кредиту?


– Отсрочка предоставляется на основании заявления заемщика, составленного в произвольной форме, содержащего причину отсрочки, с приложением документов, подтверждающих ухудшение финансового состояния. Например, финансовая отчетность, фото или видео ущерба, справка с места работы о потере дохода, справка из больницы и прочее. Заявление может быть подано в кредитную организацию по 4 апреля нынешнего года.


– Кредитор предлагает мне рефинансирование кредита. Ваш совет?


– Соглашаться на рефинансирование стоит только на улучшающих условиях. То есть кредитор должен при рефинансировании предложить снижение процентной ставки, переплаты, сокращение ежемесячного платежа. Рефинансировать заем на ухудшающих условиях ни в коем случае не следует, поскольку это создаст дополнительную финансовую нагрузку на вас как заемщика. И внимательно изучайте новый договор перед его подписанием.



С указанием причины


– Как можно получить отсрочку людям, которые не пострадали в период ЧП, но в то же время имеют финансовые трудности?


– В Казахстане действует единый правовой режим урегулирования кредитными организациями проблемной задолженности физических лиц. Так, кредиторы обязаны уведомить заемщика о возникшей просрочке в течение 20 дней с момента ее наступления. В уведомлении они должны проинформировать его о необходимости внесения платежей с указанием точного размера возникшей просрочки, праве заемщика обратиться в кредитную организацию и последствиях невыполнения своих обязательств по банковским кредитам и микрозаймам.


Если у заемщика есть просроченная задолженность по банковскому кредиту, ему необходимо в течение 30 дней с даты наступления просрочки обратиться в финансовый институт, в котором он обслуживается, для реструктуризации кредита с письменным заявлением или иным способом, который прописан в договоре.


В заявлении необходимо указать причину неисполнения своих обязательств. Важно иметь на руках хоть какие-то документы, подтверждающие возникшие у вас сложности, и свои варианты по исполнению обязательств.


Вы можете предложить, к примеру: изменение в сторону уменьшения ставки вознаграждения, отсрочку платежа, изменение срока действия договора, метода погашения, прощение просроченного основного долга или вознаграждения, отмену неустойки, создание нового графика платежа с учетом своего финансового положения или самостоятельную реализацию залогового имущества.


Кредитная организация обязана принять ваше заявление, зарегистрировать, рассмотреть и в течение 15 календарных дней предоставить ответ. А именно: согласиться, принимая предложенные вами изменения в условия договора; предоставить свои предложения по изменению условий договора; отказать, но с указанием мотивированного обоснования причин.


Внесение изменений в условия договора осуществляется в течение 15 календарных дней со дня принятия такого решения кредитором.


В случае если заемщику не удалось достичь согласия с кредитором, он вправе обратиться в Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. При этом обязательно нужно предоставить подтверждение своего обращения в кредитную организацию и недостижения взаимоприемлемого решения. Агентство на его основании в рамках своих полномочий инициирует документальную проверку в отношении кредитора и после завершения проверочных мероприятий предоставит оценку действий кредитной организации.


Обратиться в агентство можно несколькими способами:


 посредством портала электронного правительства РК (https://egov.kz/cms/ru), в сервисе «Электронные обращения» выбрать «Заказать услугу онлайн» и заполнить текст обращения с прикреплением подтверждающих документов;


 с помощью электронного сервиса eOtinish (https://eotinish.kz/). Подача заявления осуществляется через приложение eGov, в сервисе «Подать обращение» нужно выбрать «Заявление» и заполнить текст заявления;


 в письменной форме по адресу агентства: А15С9Т5, Алматы, мкр. Коктем-3, д. 21;


 в Управление региональных представителей агентства, адреса которых можно найти по ссылке: https://www.gov.kz/memleket/entities/ardfm/about/structure/185/1?lang=ru.


– Посмотрел рекламу одной компании в соцсетях, это был вайн. Спустя время выяснилось, что данная организация является финпирамидой. Подскажите, можно ли по каким-то признакам вычислить мошенничество и финансовую пирамиду?


– Финансовая или инвестиционная пирамида – это незаконный способ обеспечения дохода участникам структуры за счет постоянного привлечения денежных средств от вновь прибывающих вкладчиков. Вариаций таких структур бессчетное множество.



Основные признаки финансовой пирамиды


1. Отсутствие лицензии уполномоченного органа, выданной для осуществления деятельности по привлечению денежных средств на финансовом рынке. Такую лицензию в Казахстане выдает Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка. Данная информация является публичной, и проверить ее легко, она размещена на сайте финрегулятора.


2. Обещание высокой и сверхвысокой доходности, в несколько раз превышающей текущий рыночный уровень.


3. Выплата средств за привлечение новых участников.


4. Гарантирование получения доходности при вложении в различные «депозиты» или «инвестиционные» проекты. Запомните, что привлекать денежные средства в виде депозитов либо для осуществления инвестиций в финансовые инструменты в Казахстане могут только банки второго уровня, Национальный оператор почты и профессиональные участники рынка ценных бумаг – брокеры-дилеры и управляющие компании.


5. Отсутствие четких правил возврата денег, что тоже является тревожным звоночком. Вы должны иметь возможность управлять своими вложенными средствами и изъять их в случае необходимости.


6. Массированная реклама в СМИ, интернете, в том числе в социальных сетях. Не стоит доверять положительным отзывам участников в соцсетях и мессенджерах – скорее всего, они поддельные.


7. Отсутствие информации: об учредителях, учредительных документах, финансовых показателях и результатах деятельности; отсутствие отчетности; непрозрачная структура активов и направлений инвестирования; нет точного определения деятельности организации.


8. Отсутствие собственных основных средств, других дорогостоящих активов.


Если организация, которой вы хотите доверить свои деньги, обладает хотя бы несколькими из перечисленных признаков, стоит задуматься, не пытаются ли вас вовлечь в финансовую пирамиду. Поэтому будьте внимательны и бдительны!


Для повышения доступности и полноты информации для населения о деятельности финансовых организаций и госуслугах в Агентстве РК по регулированию и развитию финансового рынка действует call-центр по номеру: +7 727 237 10 00.


Посредством call-центра потребители финансовых услуг могут получить консультации по вопросам защиты своих прав и интересов, разъяснения норм законодательства. Также стало возможным оперативно решать вопросы неотложного характера напрямую с финансовыми, микрофинансовыми организациями и коллекторскими агентствами.


Для оперативного взаимодействия и укрепления обратной связи с населением в агентстве действует мобильное приложение Fingramota Online.


Статья опубликована в  №18, от 17.02.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Думайте сами…".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04

09:36