Как происходит формирование культуры доверия и поддержки в школах мегаполиса

Как происходит формирование культуры доверия и поддержки в школах мегаполиса Источник фото: ИИ

В Алматы проходит масштабная антибуллинговая программа «ДосболLIKE». Она объединила школы, колледжи и специалистов, чтобы создать среду, где ребенок чувствует поддержку и безопасность, сообщает Vecher.kz.

О том, как рождается культура доверия и уважения в образовательных коллективах , рассказывает директор Центра психологической поддержки Управления образования Алматы Венера Коканова.

Фото предоставлено спикером

– Венера Сембековна, сейчас слово «буллинг» стало очень узнаваемым, но, к сожалению, не по лучшей причине. Расскажите, что представляет собой программа «ДосболLIKE» и почему именно она стала ответом на эту проблему?

– Программа «ДосболLIKE» – это не просто набор мер, а целостная система профилактики и противодействия травле. Ее разработал Национальный научно-практический институт благополучия детей «Өркен». Главная цель – формирование безопасной и поддерживающей среды в школах и колледжах, где каждый ребенок чувствует себя частью коллектива. Мы используем методологию социально-эмоционального обучения: это когда дети не только усваивают знания, но и учатся понимать свои эмоции, уважать чувства других, сотрудничать, помогать. В проект вовлечены все школы и колледжи Алматы – это действительно масштабный шаг, потому что борьба с буллингом требует не отдельных усилий, а системной работы всего города.

– Получается, эта программа не просто реагирует на случаи травли, а старается предупредить их еще до того, как они возникнут?

– Совершенно верно. И именно в этом ее сила. Мы исходим из понимания, что профилактика всегда эффективнее, чем реагирование. Но, конечно, и алгоритм действий при уже случившихся инцидентах прописан четко. Если кто-то становится свидетелем травли – будь то ученик, педагог или любой сотрудник школы – он обязан остановить ситуацию и сообщить членам антибуллинговой команды. В течение одного дня проводится беседа с участниками, фиксируются данные, и обязательно подключается педагог-психолог. Главное – не допустить повторения ситуации, помочь всем сторонам и восстановить доверие.

– А как вообще формируются эти антибуллинговые команды? Кто в них входит?

– Команды создаются приказом директора школы, а в их состав входят представители администрации, педагоги, психологи, родители, иногда даже сотрудники технической службы, ведь они тоже часть школьной жизни и часто видят то, что ускользает от внимания. Такая междисциплинарность позволяет взглянуть на проблему шире. Эти команды не просто реагируют на случаи травли, они проводят диагностику, анализируют атмосферу в коллективе, организуют просветительские мероприятия, обучают детей навыкам уважительного общения.

– Если взглянуть шире: насколько вообще остра проблема буллинга в Алматы?

– К сожалению, тема очень актуальная. По данным Министерства здравоохранения Казахстана, почти 18% детей в стране сталкиваются с травлей и около 7% – регулярно. Исследования показывают, что до 66% школьников хотя бы раз испытывали насилие или дискриминацию со стороны сверстников. Эти цифры свидетельствуют о системном характере проблемы, которая затрагивает и школы Алматы – крупнейшего мегаполиса страны, где социальное разнообразие и высокая плотность населения создают дополнительную почву для конфликтов.

Травля оказывает серьезное влияние на психическое и эмоциональное состояние детей, приводя к тревожности, депрессии и даже суицидальным мыслям. Травля подрывает чувство безопасности в школе, снижает успеваемость и мешает формированию доверительных отношений между учениками. По поручению Главы государства принимаются меры по профилактике школьного насилия, внедряются программы личной безопасности, обсуждается возможность административной ответственности родителей за буллинг.

– Значит, работа ведется в комплексе. А что уже удалось сделать в рамках программы в этом учебном году?

– С августа мы провели серию обучающих семинаров для педагогов, психологов и администрации. Все школы города прошли диагностику социально-психологического климата, чтобы понимать реальную картину. В каждой школе созданы антибуллинговые команды, начались тренинги для персонала, включая технических работников и сотрудников пищеблока, ведь они тоже ежедневно контактируют с детьми. Для учеников запущены проектные активности, которые учат эмпатии, взаимопомощи и умению мирно решать конфликты. Уже сейчас можно говорить о первых результатах.

– Расскажите, какие изменения заметны? Все-таки это процесс, требующий времени и доверия.

– Да, но первые перемены уже ощущаются. В прошлом году программа проходила пилотно в шести школах, и результаты вдохновили нас. Дети стали более внимательными к чувствам других, чаще помогают одноклассникам, реже прибегают к агрессии. Замечательно, что все больше школьников не молчат, если видят травлю, – они обращаются за помощью к педагогам, не боясь осуждения. Учителя тоже отмечают, что атмосфера в классах стала спокойнее, доверительнее. Это значит, что мы движемся в правильном направлении.

– Очень важно, чтобы в этой работе участвовали не только педагоги, но и родители. Как вы их вовлекаете?

– Родители – наши союзники. Они могут входить в состав антибуллинговых команд, участвуют в специальных занятиях, которые проходят в центрах педагогической поддержки. Там мы учим, как распознать признаки буллинга и как правильно помочь ребенку. Родители активно подключаются и к проектной деятельности школ – становятся волонтерами, участниками классных акций. Чем больше открытого общения между школой и семьей, тем меньше недопонимания и конфликтов.

– И, наверное, есть желание, чтобы этот опыт стал примером для других школ?

– Безусловно. Мы уже готовим план трансляции успешных практик. В ближайшее время подключатся все частные школы и колледжи Алматы. Мы будем проводить семинары, обменные встречи, делиться методическими материалами. Цель – сформировать единую городскую систему профилактики буллинга, где каждый педагог, родитель и ученик понимает: насилию нет места, а помощь – всегда рядом.

– Звучит как настоящая культурная трансформация – не только школьная, но и общественная.

– Именно. Мы не просто боремся с последствиями буллинга, мы создаем культуру ненасилия, уважения и поддержки, ведь школа – это первая модель общества для ребенка. И если он чувствует, что здесь его принимают, понимают и защищают, то этот опыт он понесет с собой во взрослую жизнь.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

22:19

20:56

20:49

18:29

18:00

17:58

17:50

17:43

17:36

17:18

17:00

16:42

16:24

16:06

15:48

15:30

15:12

15:01

14:51

14:40

14:29

14:07

13:50

13:35

13:19