Перед тем, как принять решение о выдаче кредита, банки и микрофинансовые организации оценивают вашу платежеспособность и кредитные риски.
Для этого они используют несколько скоринговых систем, и основной информацией для них является кредитная история.
По словам руководителя блока по работе с пользователями Первого кредитного бюро Индиры Карлыбаевой, данные для формирования персонального кредитного отчета (кредитной истории) и персонального кредитного рейтинга хранятся в кредитных бюро. В Казахстане их два – Государственное кредитное бюро (ГКБ) и Первое кредитное бюро (ПКБ).
Свой персональный кредитный отчет казахстанцы могут получить в ПКБ – через портал www.1cb.kz и мобильное приложение. В ГКБ – через сайт id.mkb.kz, веб-портал электронного правительства www.egov.kz, а также в центрах обслуживания населения (ЦОН) по месту жительства.
В соответствии с законодательством казахстанцы имеют право получить свою полную кредитную историю один раз в год бесплатно. При повторном обращении в том же году оплата составит 400 тенге.
По данным спикера, в этом документе содержится информация обо всех финансовых обязательствах заемщика, действующих и прошлых. Это сумма и срок действия кредита, наличие дополнительного обеспечения, информация о том, как часто вносились платежи за последние 24 месяца, были ли просрочки и другое.
С этого года при запросе персонального отчета из кредитного бюро отображается информация за последние пять лет, ранее было 10 лет. Однако это не означает, что просрочки, допущенные, к примеру, 15–20 лет назад, будут аннулированы. Они будут отображены в полной версии кредитного отчета, которую кредитные бюро обязаны предоставлять по запросам заемщиков, а также банков, микрофинансовых организаций (МФО), коллекторских агентств и других лиц. Кстати, запрашивать кредитную историю финансовые институты и другие организации могут исключительно с вашего письменного согласия.
При этом вносят информацию в кредитную историю банки, МФО, а также компании, реализующие товары и услуги в кредит или предоставляющие отсрочки платежей. Иные лица на основании договоров о предоставлении информации в кредитные бюро также могут вносить данные в ваш персональный отчет.
Специалисты советуют проверять свою кредитную историю регулярно, хотя бы раз в полгода. Таким образом вы сможете отслеживать корректность информации, отраженной в персональном отчете, а также проверять, не числятся ли на вас чужие кредиты. К сожалению, фиктивные займы на граждан могут оформить мошенники, заполучив обманным путем их персональные и платежные данные.
В этом случае, по словам спикера, вы можете исправить недостоверную информацию в своем персональном кредитном отчете, к примеру, при обнаружении в нем текущей просрочки по погашенному платежу, наличии задолженности по закрытому договору или отображении некорректных персональных данных. Также из отчета можно удалить мошеннические займы, не испортив при этом своей кредитной истории. Такую возможность предоставляет услуга «Оспаривание информации в кредитной истории», которую бесплатно предоставляют все кредитные бюро.
Агентство РК по регулированию и развитию финансового рынка совместно с ПКБ с апреля текущего года запустило дистанционный процесс оспаривания информации в кредитной истории в целях защиты прав потребителей финансовых услуг и улучшения кредитной истории заемщиков. Данная услуга доступна на медиапортале по повышению финансовой грамотности www.fingramota.kz, и за три месяца ею уже воспользовались более 200 граждан.
Чтобы подать заявку на оспаривание информации в своей кредитной истории, нужно в специальной форме указать свои данные: ИИН и номер телефона. В течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления об оспаривании информации и на основании полученных от кредитора сведений заявителю будет направлен соответствующий ответ от кредитных бюро.
Статус заявления об оспаривании информации в кредитной истории можно отслеживать через корпоративный WhatsApp-чат ГКБ: +7 (701) 485 08 34; в личном кабинете на портале ПКБ www.1cb.kz.
Помимо этого, в соответствии с законодательством кредитные бюро предоставляют не только персональный кредитный отчет, но и персональный кредитный рейтинг (ПКР) физических лиц – аналог банковского скоринга.
ПКР – это балл, который кредитное бюро рассчитывает автоматически на основании записей кредитной истории и иных персональных данных потенциального заемщика. Сам заемщик также может узнать свой персональный кредитный рейтинг, чтобы оценить шансы на одобрение займа.
По словам эксперта, на уровень рейтинга влияет множество факторов, среди них допущенные просрочки, количество действующих кредитов, наличие проданных долгов коллекторам и другие.
Персональный кредитный рейтинг носит информационный характер, и не всегда высокий балл может гарантировать одобрение займа. Банки и МФО принимают решение, выдавать заем или нет, на основании разных скоринговых систем, включая свои собственные модели.
Если вы хотите увидеть, как вас оценивают кредиторы, обратитесь в кредитные бюро для получения персонального кредитного рейтинга: в ГКБ или в ПКБ. При этом Первое кредитное бюро предоставляет данную услугу онлайн через следующие каналы: мобильное приложение – бесплатно один раз в год, личный кабинет на портале 1cb.kz, через WhatsApp-бот по номеру +7 708 971 39 34, Telegram-бот @FCBKbot (стоимость ПКР 100 тенге).
По кредитному рейтингу можно судить о добросовестности и надежности заемщика. Чем он выше, тем ниже оценивается ваш кредитный риск, то есть шансы получить одобрение займа возрастают.
Статья опубликована в №85, от 26.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Заёмщик под микроскопом".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!