Свой профессиональный праздник педагоги-логопеды, психологи и дефектологи отмечают на рабочем месте. Их ежедневная работа заключается в развитии детей с особыми образовательными потребностями. Региональная служба коммуникаций Алматы организовала брифинг с участием педагога-психолога, дефектолога Асель Сагадатовой. Специалист рассказала, как распознать задержку речи и что является ее причиной.
По ее словам, задержка речевого развития – это несоответствие речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до трех лет. Речь все-таки развивается, но с опозданием, при этом умственное и эмоциональное развитие у малыша может быть нормальным.
«Задержка в развитии речи у детей отражается на формировании психики ребенка. Она затрудняет общение ребенка с окружающими людьми, препятствует правильному формированию познавательных процессов, влияет на формирование и выражение эмоций», - объяснила Асель Сагадатова.
По словам дефектолога, диагноз задержка речевого развития ставится детям до трех лет, у которых к этому возрасту не сформировался минимальный словарный запас слов. Дети с задержкой психоречевого развития говорят короткими предложениями, употребляют мало прилагательных, редко задают вопросы.
«Основной признак - это речь, не соответствующая уровню. Ребенок до полутора-двух лет должен знать около пятидесяти слов в норме. Но мы этого не видим, тогда мы уже идем на коррекционные занятия, чем раньше, тем лучше», - рассказала она.
Как объяснила дефектолог, причинами задержкой речевого развития могут быть:
- педагогическая запущенность;
- последствия травм;
- задержка психического развития;
- аутизм;
- моторная алалия;
- задержка интеллектуального развития.
«Задержка речевого развития формируется, если с ребенком не разговаривают, то есть у ребенка нет мотивации на речи. То есть родители стимулируют к тому, чтобы ребенок не говорил. Еще одной причиной являются травмы, заболевания и поражения головного мозга, либо инфекционные заболевания, перенесенные еще в утробе матери или в первый год жизни. У ребенка есть проблемы со слухом, потому он не может внятно повторять то, что слышит от других», - объясняет специалист.
В таких случаях для выяснения причин задержки речи необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу.
Диагноз ставится только после комплексного обследования: невропатологом, логопедом, психологом и сурдологом. Если у детей диагностировали задержку речевого развития, все основные психические функции, кроме речи, остаются сохранными, отметила эксперт.
Задержка речевого развития может привести к задержке психоречевого развития. Это не самостоятельное заболевание, а следствие отклонений в развитии головного мозга, центральной нервной системы. Основное различие между двумя заболеваниями: при первом случае у ребенка страдает только речь, умственное и эмоциональное развитие ребенка находится в норме. При задержке психоречевого развития у ребенка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.
Факторами, провоцирующими задержку психоречевого развития, могут быть болезни во время беременности, кислородное голодание в утробе матери, тяжелые роды, травма ребенка при родах, перенесение ребенком тяжелых инфекций, генетические заболевания и т. д.
«По нашему наблюдению, сейчас большой поток послековидных детей к нам приходят. Дети 2020-2021 годов рождения приходят с определенными заключениями задержки речевого и психоречевого развития. Это тоже одна из причин», - добавила она.
Речевое развитие у каждого ребенка индивидуальное, но, как объясняет специалист, о задержке психоречевого развития могут свидетельствовать следующие признаки:
- младенец молчит и не произносит никаких звуков, даже элементарного «м-м-м»;
- 12-месячный ребенок не реагирует на обращение к нему, а к себе внимание привлекает исключительно плачем;
- в возрасте 1,5 года дети должны распознавать на слух предметы, показывать их на картинке и т.д.;
- 1,5–2-годовалый ребенок может свободно выполнять команды взрослого: «открой рот», «возьми ложку»;
- 2-3 года – период произнесения отдельных слов и целых фраз;
- к 4 годам дети произносят полноценные предложения, даже если большинство звуков пока выражаются неверно.
После выявления того или иного диагноза помимо обращения к специалистам родители самостоятельно могут проводить работу с детьми.
Так, дефектолог рекомендует родителям чаще разговаривать с детьми. Таким деткам не рекомендуется давать соску, вместо пюре стоит употреблять твердую пищу. У ребенка необходимо стимулировать мелкую моторику, что тоже может мотивировать его на речь.