О задачах концепции нулевого травматизма корреспонденту «Вечёрки» рассказал архитектор, эксперт в области урбанистики Давид Камински.
– Меры Vision Zero, связанные с изменением уличного пространства, стремятся к снижению числа потенциальных конфликтных точек на перекрестках и вдоль улиц, исключению возможности агрессивных, опасных маневров, ясному, интуитивно понятному зонированию уличного пространства. В основе всего этого лежит принцип «все люди совершают ошибки – и эти ошибки не должны быть смертельны», что не совпадает с типичной для стран СНГ моделью борьбы с ДТП за счет «повышения сознательности». Ведь какими бы осознанными и внимательными, как призывает их социальная реклама, ни были водители и пешеходы, от совершения ошибки, будь то по неопытности, а может, наоборот, излишней самоуверенности, никто не застрахован, – говорит урбанист.
В пример он приводит тротуарные мысы, которые представляют собой выступы тротуара около перекрестков и пешеходных переходов и исключают возможность парковки (что и так запрещено ПДД, но далеко не всегда соблюдается), обеспечивая треугольник видимости для водителей. То есть не возникнет ситуации, когда пешеход «внезапно» появляется из-за грузовика или внедорожника. Одновременно сокращается дистанция, а, значит, и время пересечения проезжей части для пешехода.
– Многие положения действующих нормативов значительно искажают внедряемые меры Vision Zero, а некоторые и вовсе противоречат данной концепции. Поэтому важнейшей задачей на сегодняшний день является обновление нормативной базы, актуализация согласно передовому мировому опыту, – подчеркивает эксперт.
Именно на модернизации нормативной базы и внедрении более рационального дизайна уличного пространства делается акцент в концепции Vision Zero. Изменение нормативов обеспечивает устойчивость реализации концепции, сделав ее меры обязательными к применению в последующих проектах.
– Физическое же изменение улиц имеет самый прямой эффект, ведь рационализация дорожного пространства упорядочивает движение автомобилей и пешеходов, снижая возможность конфликта. При этом реализация мер «в камне» делает эффект постоянным, ведь бордюру в отличии от камер или систем искусственного интеллекта не нужно электричество, подключение к интернету и сложное обслуживание, – добавил Давид Камински.
Также он затронул резонансный в настоящее время вопрос про изменение скоростного режима. Эксперт отмечает, что эта мера является одной из основных рекомендаций по повышению дорожной безопасности от таких мировых организаций, как ООН и ВОЗ.
– Исходит эта рекомендация из законов физики: если упрощенно рассматривать удар как момент перераспределения кинетической энергии, то кинетическая энергия в момент удара прямо пропорциональна массе тела и квадрату его скорости. В этом квадрате скорости и кроется проблема. В такой зависимости при одинаковой массе объекта разница в скорости между 60 км/ч и 50 км/ч означает разницу в кинетической энергии более 40 процентов. Это может быть разница между смертью и переломом, переломом и ушибами. А так как законы физики во всей вселенной работают одинаково, то едва ли Алматы является аномальной зоной. Помимо ощутимой разницы в тяжести удара изменение скорости влечет также изменения в тормозном пути, скорости реакции водителя, широте его поля зрения. Позитивное изменение этих факторов за счет снижения скорости позволит вовсе избежать столкновения. При этом в условиях города с довольно небольшими расстояниями и множеством случайных факторов и событий в пути, изменение времени поездок при ином скоростном режиме составляет считанные минуты, – поясняет эксперт.
При этом он акцентирует внимание, что нельзя сводить суть Vision Zero исключительно к изменению скорости. Это лишь одна из множества мер, притом конкретно в программе не самая приоритетная. И что важнее всего, конечное решение о подобных изменениях всегда остается за городскими властями.
Статья опубликована в №50 от 20.04.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Физика больших городов».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!