Как закрепляют теорию курсанты Военного института в Алматы

Как закрепляют теорию курсанты Военного института в Алматы Фото предоставлены пресс-службой ВИСВ

Любое учение для военных – это проверка полученных теоретических знаний сообщает Vecher.kz.

Понятно, что невозможно предусмотреть все ситуации, возникающие в боевых условиях, но оценить уровень усвоения полученного в аудиториях материала, закрепить знания, определить моменты, требующие доработок, увидеть степень подготовленности всех подразделений, можно лишь во время таких мероприятий.

Корреспондент газеты «Вечерний Алматы» побывал на учениях, проводимых для курсантов выпускного 4-го курса Военного института Сухопутных войск (ВИСВ – преемник АВОКУ) имени Сагадата Нурмагамбетова. 

В составе сводных экипажей будущие офицеры совершили 100-километровый марш на боевых машинах пехоты и танках Т-72. Колонна под управлением курсантов, которых группа журналистов сопровождала на бронетранспортере, двигалась от точки к точке, решая поставленные командованием задачи.

Ориентируясь на полученные данные о своих подчиненных от офицеров из состава преподавателей военного вуза, на протяжении светового дня мы могли наблюдать за поведением молодых парней, которым в скором будущем предстоит влиться в элиту Вооруженных сил Республики Казахстан и посвятить себя ратному труду

Задачи ясны, танки быстры

Прибыв ранним утром на полигон, расположенный в пятидесяти километрах от Алматы, мы застали скопление бронетехники, где взгляд сразу же сфокусировался на Т-72 (их двигатели в это время прогревались), принадлежащих парку ВИСВ. Марш на боевой технике – это не простая езда в составе колонны взвода или роты, а в первую очередь – работа командиров всех степеней по планированию и организации выезда

Сама система обучения воинскому искусству в ВИСВ предусматривает поэтапное обретение навыков командования боевыми подразделениями. На первом курсе курсанты изучают необходимые вопросы в объеме требований к командиру отделения. На втором – получают необходимое знания и способность управлять взводом, на третьем – в объеме командира роты. И уже на четвертом, завершающем курсе обучения, – в масштабе командира батальона. Данный марш с будущими лейтенантами производился для курсантов выпускного курса и должен был отразить все полученные ими знания, стать основательной проверкой волевой закалки, находчивости курсантов, умения ориентироваться на местности. Каждый старался показать навыки в управлении техникой при преодолении различных препятствий, принимал решение, исходя из вводных данных, устранял поломки и руководил от этапа к этапу движением колонны. 

«Найти и обезвредить»

По замыслу командования, необходимо было преодолеть в короткий срок участок по пересеченной местности, где предусматривались поломка техники и ее эвакуация, преодоление отрезка пути с последующей дезактивацией, заправка танков и БМП в полевых условиях, прибытие к месту обнаружения условного противника. При этом необходимо было попасть в заданный район в обозначенное время, сменив экипаж, дать возможность получить квалификацию механика водителя танка 3-го класса будущим командирам из числа сокурсников, которым предстояло пройти те же испытания.

Обо всем этом было объявлено во время построения перед началом марша. Главное в армии – четкое понимание поставленной задачи, от чего уже и зависит точность ее выполнения.

До начала выхода на маршрут о целях учений группе журналистов доложил один из участников выезда. Тамерлан Каримжанов, уроженец Акмолинской области, наверняка впервые выступал в роли интервьюируемого, но от представителей СМИ заслужил высший балл. 

– От нас требуется пройти к указанному рубежу в указанное время в составе колонны. Отрабатываются тактические нормативы и слаживание подразделений. Хочется показать все, чему нас обучали и готовили командиры на протяжении предыдущих лет. Надеемся, что оправдаем труд преподавателей и попадем в войска с максимальным багажом знаний. Уверен, что сможем выдержать этот экзамен и приблизимся к мечте стать достойными защитниками Родины, – сказал он. 

Вижу цель – не вижу препятствий

Устроившись внутри бронетранспортера, на котором сопровождали колонну, вырываясь по пересеченной местности в ее голову, чтобы телевизионщики смогли заснять ее во всей красе, мы достаточно быстро приноровились к предложенным условиям. Множество агрегатов из металла внутри БТР иногда приводят к травмам, когда на пути попадаются ямы или крутые холмы, о чем нас предупредил механик-водитель. (К слову, мехводами являются военнослужащие по контракту.) 

В смотровые щели трудно было разглядеть ландшафт местности, по которой мы передвигались. Осознание того, что мы «летим» на предельно допустимой скорости возникало, когда БТР взбирался на холмы и спускался с них под углом в сорок пять градусов, заставляя крепче держаться за поручни и другие выступающие поверхности. Открытые люки и шум двигателя дополняли получаемые впечатления своеобразной романтикой на пути следования. Не хватало только разрывов снарядов и бомб для погружения в атмосферу, приближенную к реальному бою. Но поверьте, не служившему в армии человеку первая поездка запомнится надолго. Стоит отметить, что обучаемость журналистов и их приспособляемость была отмечена нашими сопровождающими. Если во время первых остановок мы копошились, покидая БТР и влезая обратно через боковые люки, то по мере приближения к финишу этот процесс проходил уже быстрее. 

Во время первой остановки, предусмотренной для корректировки дальнейшего передвижения и уточнения задач, мы пообщались со старшим преподавателем кафедры тактики полковником Аскаром Ильясовым.

– Цель учений – отработка действий командиров батальона по передвижению вверенного подразделения в условиях стокилометрового марша с выполнением возложенных задач боевого характера, таких, как обнаружение и уничтожение предполагаемого противника на территории нашего государства, – говорит Аскар Ильясов. – Отработка способов противодействия противнику также подразумевается во время подобных учений. Наши курсанты должны умело преодолевать водные преграды, взаимодействовать с подразделениями радиационной и химической защиты после прохождения зараженной местности, противодействовать диверсионно-разведывательным группам и находить засады противника. Предстоит также получить опыт дозаправки техники во время похода.

После завершения учений мы выдаем курсантам сертификат механика-водителя 3-го класса, чтобы в войска они прибыли со стажем и допуском к вождению и управлению военной техникой.

В течение четырех лет мы постепенно наращиваем объем знаний для учащихся в институте молодых людей. Шаг за шагом доносим им знания по управлению подразделениями от самого малочисленного – отделения – на первом курсе до батальона – на последнем. 

Считаю, что армейская жизнь является специфической отраслью государственной службы. В ходе обучения курсантов происходит естественный отбор. Не все выдерживают нагрузку, но основная масса, дошедшая до выпуска, проходит закалку характера и обретает внутренний стержень и уверенность в том, что они когда-то сделали правильный выбор, поступив в наш институт, связав свою жизнь с армией.

– Интересно, а каковы причины помимо низкой успеваемости, влияющие на то, что ребята уходят из вашего института? 

– Это нормально, когда отдельные личности, осознав ряд жизненных приоритетов, добровольно расстаются с желанием посвятить себя армии. Данное решение позволяет нам выпускать наиболее готовых к несению службы офицеров, способных пройти весь путь. Ничего страшного в том, что кто-то сходит с дистанции, ни я, ни мои коллеги не видим. 

Вместе с тем, нынешнее поколение курсантов подходит к поступлению в вуз более подготовленным, чем предыдущее. Все они отлично владеют современными гаджетами, ориентируются в потоке информации. У нас учатся продвинутые и интеллектуально развитые ребята. Они умелые пользователи всяческих технических новинок и им намного легче преподносить учебный материал. Я знаю, о чем говорю, потому что могу сравнивать, будучи сам выпускником данного института. 

Условия, созданные руководством Министерства обороны и нашего вуза, позволяют более качественно готовить офицеров для войск. Если методические пособия мы аккумулируем в стенах института, то наша зависимость от, допустим, наличия боеприпасов, топлива для техники, материально-технического снабжения напрямую влияет на уровень готовности. С этим у нас проблем нет, потребности во всем у нас закрыты на сто процентов, и мы уверены, что наши выпускники со временем станут элитой казахстанской армии.

Дозаправка в чистом поле

Еще одним важным приемом является дозаправка техники вдали от тыла. Будущие начальники служб, отвечающие за наличие и доставку горюче-смазочных материалов, ждали в определенном месте колонну танков и БМП. О том, как это происходит, и каковы нормативы для подобных операций, рассказал преподаватель кафедры тыла подполковник Аслан Сакипбаев.

– На данном участке развернут полевой заправочный пункт на десять единиц техники одновременно. Наша задача заправить БМП в течение четырех минут, а Т-72 требует восьми минут. Здесь представлены будущие начальники служб ГСМ. Ежегодно мы выпускаем до 15 человек. Полевой заправочный пункт принят на вооружение в 1974 году, он позволяет заправлять в таких условиях единовременно до двадцати единиц техники, – отметил Аслан Сакипбаев.

После этого мы увидели, как отделение службы ГСМ, выстроившись вдоль длинного шланга, напоминающего толстую трубу, идущую от заправочной подстанции метров на сто с ответвлениями через каждые 15–20 метров, приступило к работе. Параллельно вдоль шланга встали с одной стороны танки, с другой – БМП и в установленные нормативом сроки получили свою долю дизтоплива для дальнейшего выполнения задач.

После этого мы стали очевидцами имитации повреждения одной БМП, которую служба эвакуации, оперативно взяв на спецтягаче на буксир, доставила к месту проведения ремонтных работ.

Предварительный итог

Несмотря на положительные впечатления, полученные на протяжении марша, мы сверили свои наблюдения с мнением полковника Максата Турапбаева, непосредственно руководящего учениями.

– Все цели и задачи, поставленные перед курсантами по горячим следам, заслужили оценки «хорошо». Курсанты проявили свои навыки, прививаемые офицерам по одиннадцати военным специальностям. Командование батальоном, ротой, взводом, разведка, взаимодействие со службами тыла, маневрирование и передислокация объемного количества техники говорят о высокой готовности наших курсантов к службе в войсках. Со своей стороны мы удовлетворены, что полученные знания получили закрепление в ходе практических учений. Теперь нам предстоит проанализировать полностью мероприятие, и каждый из офицеров-преподавателей предоставит свой отчет, где будут отображены все положительные, а если есть, и отрицательные моменты, возникшие в ходе учений. Особых нареканий пока нет, вы сами видели, что колонна в полном составе добралась до финиша, тыловые службы со своими задачами справились, уложившись в нормативы и требования.

– Каков психологический портрет вашего курсанта?

– Все курсанты обладают морально-деловыми качествами современного офицера. Задачи нашего института отвечают критериям, предъявляемым Министерством обороны. Курсанты показали себя с положительной стороны, четко выполнив свои функциональные обязанности. Заказчик в лице МО РК и Командования Сухопутными войсками получит в свое распоряжение офицеров, имеющих необходимые навыки. Весь объем предусмотренных знаний усвоен достаточно хорошо. Все вызовы времени и требования к армии независимого государства учитываются в процессе обучения. Мы реагируем на все изменения современного мира и обязательно рассматриваем все возникающие вопросы с будущими специалистами.

Офицерская династия 

Сопровождающий нас в качестве мобилографа курсант 4-го курса Дамир Жакатай, рассказывая о своей альма-матер, отметил, что его родители были выпускниками этого же института:

– И мать, и отец закончили данный вуз, так что я с детства не думал ни о чем, кроме как о погонах офицера. Потом окончательно понял, что армия – не то представление, которое создается при прохождении компьютерных игр. Взаимоотношение с людьми, правильное позиционирование себя в жизни по правилам и распорядку дня – всему этому меня научили здесь, и полученные знания не оставляют места для лишних дел. Осознаешь разницу, когда тебя ругают родители и офицеры-наставники. Да, завидуешь иногда сверстникам, которые могут позволить себе разные вольности. Понимаешь, что каждый человек и каждая специальность имеют значение, и я хочу стать достойным сыном своих родителей, оправдать их надежды и не опозорить честь семьи в глазах преподавателей, сослуживцев, соотечественников. Без морального стержня соответствовать этому трудно. Я рад, что уже в следующем году вольюсь в ряды Вооруженных сил Казахстана и никогда не забуду поговорку, гуляющую среди курсантов: «Четыре года – не вся жизнь, четыре года – на всю жизнь». 

Этими словами будущего лейтенанта мы завершаем свой репортаж, а также выражаем благодарность начальнику прессслужбы ВИСВ имени Нурмагамбетова майору Турару Жубатову и сотруднику этой же службы Аиде Бектуровой за содействие в сборе материала и незабываемую поездку на БТР!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:32

18:21

17:55

17:45

17:39

17:31

17:14

16:56

16:29

16:02

15:33

15:05

14:42

14:19

13:51

13:26

12:58

12:35

12:13

11:46

11:24

11:03

10:42

10:21

10:02