Центральная избирательная комиссия опубликовала рекомендации для регистрации наблюдателей на участках.
По информации комиссии, согласно статье 20–1 Закона "О выборах", полномочия наблюдателя от ПП, иных ОО, НКО должны быть удостоверены в письменной форме с указанием его Ф.И.О.
Документ заверяется печатью организации, направившей наблюдателя, и действителен при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. Однако данные документы не достаточны для подтверждения полномочий наблюдателя, т. к. действующим правом в РК являются нормы Конституции, соответствующих ей законов, иных НПА и т. д., – отметил ЦИК.
Регистрация национальных наблюдателей должна осуществляться на основании таких документов, как:
1. Письменное направление, которое подписано соответствующим на то лицом (имеющим право). При этом в данном направлении должно быть указано: для наблюдения за какими выборами уполномочивается лицо; номер избирательного участка и наименование УИК; сведения о данном лице (фамилия, имя и отчество) и оформлено печатью организации.
2. Документ, подтверждающий полномочие подписанта, которым может быть: копия устава или выписка из него, заверенные печатью организации, приказ, распоряжение или доверенность организации (п. 33 Правил документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях (ПП РК от 31.10.2018 г. № 703).
3. Удостоверение личности или паспорт.
4. Копия устава или выписка из него, в которой указан вид деятельности организации, направившей наблюдателя, связанный с наблюдением за выборами или правами участников избирательного процесса.
Должно быть понимание, что юридические лица осуществляют деятельность в соответствии со своими учредительными документами (ст. 41, 106, 107 ГК РК, п. 1 ст. 15 Закона «О политических партиях», статья 19 Закона «Об общественных объединениях», п. 1 ст. 32 Закона «О НКО»). Соответственно, наблюдать в праве те организации, в уставах которых прописана деятельность, связанная с наблюдением за выборами и защитой политических прав и свобод граждан. При этом следует учесть, что в уставах общественных объединений и некоммерческих организаций возможность заниматься иной деятельностью, не запрещенной законодательством, не означает возможности заниматься любым видом деятельности. Предмет деятельности таких организаций сопряжен с их целями, для достижения которых они были созданы.
5. Справка о государственной регистрации юридического лица (ст. 12 Закона «О госрегистрации юр. лиц и учетной регистрации филиалов и представительств»). Для осуществления любой деятельности, в том числе в избирательном процессе, от имени юридического лица оно должно быть правоспособным (ч. 2 ст. 35, ч. 3 ст. 42 ГК РК).
Наряду с подтверждением государственной регистрации юр. лица, установления требует факт его действующего статуса, т. е. отсутствие приостановления деятельности, начала ликвидационных процедур.
Данный алгоритм регистрации основан исключительно на нормах действующего законодательства и служит основанием для осуществления деятельности наблюдателей. Так как выборы, в том числе и наблюдение за выборами, – это правовой процесс, то и субъекты наблюдения должны действовать в рамках правового поля, – добавили в комиссии.