Сын или дочь умеют читать и считать, выразительно декламируют стихи, подолгу и интересно рассказывают о природных явлениях и повадках животных, охотно посещают творческие студии и спортивные секции. Казалось бы, проблем в школе у них точно не возникнет. Плюс у соседки ребенок тоже идет в первый класс. Надо и нашего записать в школу! Однако на деле зачастую далеко не все и не всегда складывается так гладко, как хотелось бы родителям. И порой коммуникативный, открытый, жизнерадостный и разносторонне развитый ребенок, с радостью согласившийся пойти в первый класс, уже через несколько недель занятий категорически отказывается посещать школу, плачет и капризничает. В особо тяжелых случаях у него начинаются проблемы со здоровьем.
Почему же так происходит?
– Родители огромное внимание уделяют интеллектуальной готовности ребенка к школе. Они занимаются с ним сами, водят в подготовительные развивающие группы, нанимают педагогов, делают все от них зависящее для того, чтобы дети научились счету и письму, азам анализа, основам сравнения и обобщения информации. Но одних лишь знаний для успешного дальнейшего обучения в школе недостаточно. Недопустимо забывать о психологической , социальной и эмоциональной готовности. Далеко не все дети могут идти в школу с шести лет! – говорит психолог Надежда Хасанова.
– Как понять, что ребенку в школу пока рановато и лучше подождать до следующего учебного года?
– Очень трудно будет в школе детям, по которым сразу видно, что они не наигрались. Такие мальчики и девочки почти все свое время проводят в играх и забавах, им тяжело сосредоточиться на чем-то одном надолго, они не соблюдают дисциплину и не желают подчиняться правилам. И ведут себя дети подобным образом не потому, что они вредные или непослушные, им просто нужно чуть-чуть повзрослеть. Также стоит обратить внимание на детей, испытывающих проблемы при общении со сверстниками. Если ребенок с трудом находит общий язык с другими детьми, не желает с ними разговаривать и играть, замкнут в себе и не идет на контакт, ему будет непросто в классе. Важно, чтобы ребенок знал о личных границах, умел не только соглашаться, но и решительно говорить «нет», и не испытывал сильного стеснения. Иногда застенчивым новоиспеченным первоклашкам стыдно даже отпроситься у учителя в туалет. Если говорить о стеснительности, то ребенок может смущаться и не поднять руку, зная правильный ответ, или же не отвечать у доски. Он все знает, однако не находит в себе сил и смелости ответить перед классом, когда на него со всех сторон смотрят другие дети. Мудрый педагог тут же замечает таких детей, он разрешит им отвечать с места и даже сидя, но, к сожалению, не все преподаватели отличаются отзывчивостью и пониманием по отношению к маленьким ученикам.
– Страшный сон любого родителя – буллинг. Существуют ли правила, защищающие детей от школьной травли?
– От травли не застрахован ни один ребенок, и предметом для насмешек может стать любой школьник без исключения. Причем никто не спрогнозирует заранее, что, когда и где спровоцирует буллинг: чья-то неосторожная шутка, проступок, одежда, прическа, лишний вес, худоба, рост, чрезмерная застенчивость, особенность во внешности или речи. В случае с буллингом работать надо со всем классом, ведь травля не проходит без психологических последствий для всех, кто с ней сталкивается. У меня на практике был случай, когда у девочки началось ночное недержание мочи. Ребенка водили по врачам, но те не находили у нее никаких болезней. Оказалось, что на ее глазах постоянно унижали одноклассницу, придумывали ей обидные прозвища, ломали канцелярские принадлежности, дразнили и били. Девочка испытывала страх и страдала от того, что боится рассказать родителям и учителям о происходящем. Кстати, жертвы и свидетели буллинга могут страдать бессонницей и ночными кошмарами, искать уединения и терять интерес к любимым занятиям и хобби. Дети, выступающие в роли тиранов, тоже нуждаются в помощи психолога. Нередко они сами являются жертвами насилия и издеваются над кем-то другим, пытаясь самоутвердиться.
– Что еще важно не упустить при подготовке ребенка к школе?
– Самостоятельность и дисциплину. Будущий первоклассник должен уметь самостоятельно переодеваться, зашнуровывать обувь, понимать, что во время урока нельзя ходить по кабинету и покидать его самовольно, нужно соблюдать тишину и слушать педагога, не отвечать с места, не перебивать других детей. Некоторые родители недооценивают важность ситуации, но я однажды выводила ребенка из депрессии из-за того, что одноклассники подвергли его жестоким нападкам. Причиной травли стало неумение мальчика застегивать пуговицы на рукавах рубашки. После урока физкультуры он не смог переодеться и его подняли на смех. Мелочь? Ничего подобного для детского коллектива!
– В последнее время родители регулярно обсуждают в социальных сетях тему участия учителей в буллинге. Якобы педагоги сами поддерживают травлю и нездоровые отношения в коллективе.
– Подобные ситуации недопустимы, но они есть. Случается, что педагоги высмеивают учеников по каким-то причинам, передразнивают их, говорят обидные и оскорбительные вещи из серии: «От Кати ничего другого мы и не ждали, она всегда мелет глупости!», «У Алеши вечно грязная шея, ему некогда мыться, он у нас геймер!», «Сауле никогда не научится аккуратно писать, ее тетради самые ужасные!». Слова учителя моментально подхватывают дети. Учителям, позволяющим такое отношение к ученикам, психолог просто необходим, хотя сами они посещать его точно не станут из-за убежденности в собственной правоте.
– Чем семья может помочь первокласснику, ставшему жертвой буллинга?
– Именно в семье ребенок черпает силы и поддержку. Важно установить доверительные отношения, быть для детей одновременно родителем, другом, человеком, которому ты можешь рассказать абсолютно все, не боясь осуждения и критики. Научитесь слушать и слышать ребенка, не перебивая, без обвинений и укоров. Дети часто не говорят о своих проблемах, опасаясь того, что сразу столкнутся с осуждением. Мол, мы тебя предупреждали, ты сделал назло, надо было иначе, почему ты не слушался? Важная составляющая здоровой атмосферы в семье – отсутствие любых форм насилия. Нельзя бить ребенка, наказывать его бойкотом или ограничением карманных денег, окружать тотальным контролем, запрещать общаться с друзьями из-за плохой успеваемости. Если отношения в семье не складываются, буквально из ничего возникают ссоры и скандалы, и вы чувствуете, что у вас не получается справиться с ситуацией самостоятельно, то не ждите чуда, а обращайтесь за помощью к психологу, ведь детские психологические травмы не исчезают сами собой, они обязательно дают о себе знать во взрослой жизни.
Автор Татьяна АЛАДЬИНА
Статья опубликована в №92 от 02.08.2023 газеты «Вечерний Алматы» в рубрике «Дайте повзрослеть».