Казахский национальный театр драмы открыл сезон спектаклем «Карагоз» в честь 125-летия Мухтара Ауэзова

Казахский национальный театр драмы открыл сезон спектаклем «Карагоз» в честь 125-летия Мухтара Ауэзова Фото предоставлено Казахским национальным театром имени М. Ауэзова

Нынешний сезон для старейшего драматического театра страны особенный, он посвящен наследию Мухтара Ауэзова – романиста, абаеведа, драматурга, лично принимавшего участие в создании репертуарной основы театра, спектаклей, которые со временем стали его неотъемлемой частью.


Почти за 100 лет существования театра не было такого состава, который бы ни прикоснулся к наследию Мухтара Ауэзова. Произведения классика – это объединяющее звено театра, символ преемственности поколений, передачи традиций от аксакалов к молодежи.


К слову, перед первой премьерой сезона на сцену поднялись представители творческого состава, определяющие политику коллектива. В их числе народный артист СССР, худрук театра Асанали Ашимов, заслуженный деятель РК, директор театра Еркин Жуасбек, народный артист Казахской ССР, советник директора театра, режиссер Есмухан Обаев и другие работники театра. Они пожелали труппе успешного сезона, а публике – запоминающихся встреч с искусством.


Коллектив открыл сезон спектаклем по одному из самых известных драматургических произведений Ауэзова – пьесе «Карагоз». Над постановкой работал молодой, но уже известный режиссер Елик Нурсултан. В минувшие сезоны он поставил два ставших событийными спектакля – «Шағала» по пьесе Антона Чехова «Чайка» (на сцене ТЮЗа имени Г. Мусрепова) и «Пері қатын» по пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (на сцене Национального театра драмы имени М. Ауэзова). В обоих постановках режиссер представил новые сценические решения, тонко соединил классику с передовыми технологиями, при этом отчетливо расставил драматургические акценты и показал современность обоих сюжетов.


Ранее, в преддверии нового театрального сезона, директор театра анонсировал нам постановку пьесы «Карагоз». Он подчеркивал, что перед режиссером стоит задача классического осмысления драматургического произведения.


Это было непросто, так как в истории казахского театра существуют примеры очень сильных постановок трагедии Ауэзова – в разные годы над ними работали народный артист СССР Азербайжан Мамбетов и режиссер Дамеш Арынгазиева, заслуженный деятель РК Булат Атабаев и другие известные постановщики.


Тем не менее Елик Нурсултан взялся за эту работу и, как показал премьерный спектакль, с успехом выполнил поставленную задачу – создать постановку со своим режиссерским видением.


Режиссер представил классический спектакль, но в рамках этой задачи нашлось место оригинальным решениям. В спектакле прослеживался индивидуальный почерк постановщика: как правило, вместе со сценографом он изобретает некую конструкцию, которая служит и постоянной декорацией, и метафорой, и даже героем. В спектакле «Карагоз» такой конструкцией стал круг. Каждый зритель был волен трактовать этот символ по-своему: по ходу пьесы данная конструкция могла символизировать юрту, замкнутый круг и даже обручальное кольцо.


Сильная метафора в начале спектакля придумана режиссером с использованием вращающегося круга сцены: против движения идут аульчане, словно преодолевая законы гравитации – тяготы жизни и непоколебимость суровых законов степи, они тяжело ступают, пригнувшись вперед, пытаясь устоять под напором судьбы.


В селе, богатство которого растет благодаря удачному с коммерческой точки зрения браку девушек, не отступают от традиций. За этим следит властная Байбише Мөржан (Данагуль Темирсултанова). Но Карагоз (Индира Кулма­гамбетова) и Сырым (Еркебулан Дайыров) решают идти против течения. Такой поступок влюбленных делает несчастными всех, в том числе жениха, а потом и мужа Карагоз – Нарша (Берик Айтжанов).


От драматичности ситуации и острых переживаний Карагоз теряет рассудок. Как задумал режиссер, она оказывается внутри кольца – это замкнутый круг, в котором мечется героиня. На языке безумия она обращается к другим персонажам, но между ними – непреодолимая преграда.


Увидев своего возлюбленного и на мгновение придя в рассудок, Карагоз умирает.


В спектакле играют все – и декорации, и музыка (сценограф – Мурат Сапаров, композитор – Болатбек Нуркасымов), и герои, причем не только главные, но и второго плана, массовка. Елик Нурсултан показал жителей благополучного аула, которых трагедия Карагоз не побудила критически переосмыслить суровые традиции, где нет места искренним чувствам. История влюбленных вызывает у них яростное осуждение и служит поводом для сплетен.


В любом спектакле важно поставить точку, ведь именно по финалу запоминается постановка. Тут Елик Нурсултан, как всегда, проявил изобретательность. По режиссерской задумке, собравшись вместе, аульчане грустят, но потом печальные интонации перетекают в лирическую и даже радостную песню – жизнь продолжается, люди переступили через трагедию, идут дальше, а суровые традиции продолжают править.


Что немаловажно, в спектакле режиссер показал эволюцию и преемственность театральных традиций, в игре актеров можно было разглядеть стилистику и довоенного времени (пьеса была написана в 1926 году), и последующих периодов, а также современности.


Будучи театральным педагогом, Елик Нурсултан смог донести до актеров свои идеи, вдохновить их на творчество. Это ощущалось в актерской игре, в полной отдаче всего творческого состава.


Спектакль получился классическим, при этом постановщик сумел найти такие приемы, которые делают его современным. Этим спектаклем старейший коллектив в очередной раз подтвердил свой высокий профессиональный уровень. Хочется пожелать спектаклю долгой и успешной жизни на сцене театра.


Статья опубликована в  №123, от 20.10.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Сюжет всех времён".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03

10:38

10:16

10:04