В этом году исполняется 55 лет фильму «Земля отцов», снятому Шакеном Аймановым по сценарию Олжаса Сулейменова.
Созданная на волне оттепели, картина отличалась откровенностью киноязыка. Фильм затрагивал ранее замалчиваемые, но волновавшие общество вопросы, в том числе тему депортации этносов в Казахстан. Снятый в 1966 году фильм стал событием в советском кинематографе тех лет.
Киновед, доктор PhD, доцент кафедры «История и теория кино» КазНАИ им. Т. К. Жургенова Баубек Нөгербек напомнил историю создания фильма. Шакена Айманова взволновала тема одного стихотворения Олжаса Сулейменова, по сюжету которого аксакал вместе с внуком-подростком собирается в Ленинградскую область, чтобы забрать останки погибшего на войне сына и перезахоронить их на родине. Режиссер встретился с поэтом и предложил ему написать сценарий по его стихотворению. Идея заинтересовала Олжаса Сулейменова, он выразил согласие. Так началась работа над фильмом.
Основное действие происходит в дороге. Аксакал (Елюбай Умурзаков) и его внук – подросток Баян (Мурат Ахмадиев) забираются в товарный вагон, чтобы проделать долгий путь из казахского аула до деревни в Ленинградской области. В пути они встречают археолога (Юрий Померанцев), его невестку Софью (Тамара Кокова), солдата Егора (Виктор Швецов), других персонажей. Представители разных культур, различного образа мыслей, эти герои должны были находить взаимопонимание друг с другом.
– Отношения героев построены на контрастах, живых диалогах Сулейменова, и этим они интересны, – поясняет эксперт. – Старик представляет собой подлинный архетип казахского аксакала – настоящего мусульманина. В фильме есть эпизод, когда аксакал запрещает внуку использовать нож, которым резали свинину, – бьет Баяна по руке, настаивая, чтобы тот помыл ручку и лезвие. Также старик спорит с археологом о том, можно ли раскапывать древние захоронения. Аксакал смотрит на это с точки зрения религии, а у археолога взгляд ученого.
Образ Баяна, по мнению киноведа, также представляет большой интерес. Это подросток, еще не мужчина, но уже и не мальчик. Где-то он смотрит на окружающее как взрослый – например, рассуждает о любви, а где-то показывает себя совсем еще ребенком, которому хочется играть с аульными мальчишками в асыки.
– Все это было очень ново, смело, шло вразрез с принятой тогда идеологией, которая все упрощала, сводила к универсализму. Да, все этносы Советского Союза разные, констатировали советские идеологи, но все они должны были дружить. Однако в фильме показано, что дружба не возникает сама собой – это процесс, требующий усилий, – рассказал Баубек Нөгербек.
Сюжетная линия, посвященная депортации народов Кавказа в Казахстан, не является центральной, тем не менее она, как отмечает киновед, прозвучала очень ярко. В пути аксакал встречает пожилого чеченца (Яраги Зубайраев). Старик-кавказец стремится вернуться к себе домой, чтобы умереть на родине. Чеченец едет не внутри вагона, а на крыше, чтобы скрыться от милиции – официального права на возвращение у него нет. На вопрос аксакала, почему старик передвигается так опасно, чеченец отвечает, что он горец, привык жить высоко в горах – так ближе к Аллаху.
– Этот эпизод дает остро почувствовать чудовищность советской репрессивной машины, вырвавшей тысячи людей из своей родной среды. Но авторы «Земли отцов» настаивают, что, куда бы ни занесла судьба человека, он всегда будет думать о своей родине, – продолжил Баубек Нөгербек.
В картине передается послевоенная атмосфера в российской глубинке, зритель видит разруху, блиндажи – еще совсем недавно здесь была война. В деревне Баян знакомится со своим сверстником (Виктор Перевалов), который в годы войны видел врага.
– Во многом судьба подростков схожа, оба – дети военного времени, оба потеряли на войне отцов, но здесь снова мы сталкиваемся с контрастом: аул в тылу – это не то же самое, что деревня, оккупированная врагом. Нам показали такую большую и такую разную страну, где, несмотря на разность, люди встали в едином порыве, чтобы плечом к плечу защитить ее от врага, и это было мощным фактором, объединившим народ, – отметил киновед.
В финале герои отказываются от мысли перезахоронить родного им человека на родине: боец из Казахстана покоится вместе со своими однополчанами в братском захоронении. И в тех краях чтят его подвиг и подвиг его товарищей, и это главное.
Киновед отметил блестящий актерский состав, собранный в фильме: Елюбай Умурзаков, Юрий Померанцев, их коллеги по съемочной площадке не играли героев, а жили их жизнями на экране. Вместе с тем, отметил эксперт, у актеров получается роль только в том случае, когда им дается четкая режиссерская задача.
– Шакен Кенжетаевич начинал свой путь в искусство с актерской профессии – он играл в театре, в кино, был театральным режиссером, а только потом пришел в кинорежиссуру. Благодаря этому опыту он прекрасно знал актерскую психологию, понимал, какие слова нужно найти, чтобы актер вдохновился. Поэтому, думаю, что процентов на семьдесят своим успехом фильм обязан режиссеру, – заключил киновед.
После выхода на широкие экраны кинолента получила ряд престижных кинематографических наград. Так, фильм был удостоен Государственной премии Казахской ССР имени Куляш Байсеитовой за 1968 год, Государственная премия Казахской ССР была присуждена Елюбаю Умурзакову, а Шакен Айманов получил в 1966 году специальный диплом МКФ во Франкфурте-на-Майне за лучшее режиссерское решение.
До сегодняшнего дня «Земля отцов» остается одним из лучших фильмов, снятых в республике за всю историю казахского кино.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!