Кластерное развитие в Казахстане представляет собой инновационный подход, способствующий повышению конкурентоспособности регионов, что подразумевает недавно утвержденный перечень, состоящий из 17 проектов в рамках реализации Послания президента РК о создании кластеров высокого передела, сообщает Vecher.kz со ссылкой на Taspanews.kz.
Кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и организаций, действующих в определенной сфере и обладающих общностью деятельности. Преимущества кластерного подхода включают эффективность, результативность и гибкость.
Арман Бейсембаев, экономист и финансовый аналитик считает, что в Казахстане создание отраслевых кластеров в разных регионах является оптимальной моделью инновационных реформ. Южная Корея, Китай и Объединенные Арабские Эмираты вполне успешно развиваются в данном направлении уже не первый год.
«Есть очень схожее понятие – свободная экономическая зона, но СЭЗ – это просто определенная территория, где несколько иное законодательство, чем во всем остальном государстве. В данной зоне можно локализовать свое производство и получить по закону ряд послаблений: меньше проверок, определенные ставки налогов и так далее. А кластеры – это когда у вас в определенном регионе, грубо говоря, вычленяется некое конкурентное преимущество, или тот или иной регион определяется как наиболее удобный для развития какой-то определенной отрасли или ниши», – объясняет аналитик.
Наглядными примерами IT-кластеров можно назвать знаменитую Силиконовую долину и российский инновационный центр «Сколково». Они оба являются внушительной цепочкой предприятий, взаимодополняющих друг друга. Упомянутый ранее Китай тоже имеет множество кластеров, вносящий основной вклад в ВВП страны. По словам Армана, компания Xiaomi – как раз один из таких наиболее успешных примеров. Она получает прибыль в основном от дистрибуции собственных товаров, собранных на целом ряде заводов, после чего готовая продукция распространяется от имени компании с известным всеми логотипом.
Но какие кластеры успешно работали бы в Казахстане? Явно не связанные с животноводством, считает Бейсембаев, приведя в пример мор домашнего скота в Западной Казахстанской области, произошедший несколько лет назад. «В данном регионе создать животноводческий кластер невозможно, считает эксперт, поскольку область представляет собой местность, для которой засухи и периоды без трав типичны, а не аномальны. Там можно, конечно, разводить верблюдов, не более того. Чего там коров-то разводить? Коровам нужны луговые травы, а они – в предгорьях Алатау или в Алматинской области», – поясняет аналитик.
Для достижения реального экономического эффекта от создания кластеров нужно развивать сельское хозяйство, животноводство, нефть и его переработку в разных регионах. Продовольственный – на севере, а упомянутую нефть ¬– на западе Казахстана. Правительство намерено добиться того, чтобы самостоятельно выплавлять из добытой железной руды брикеты и иметь 100% обеспечение сырьевой базы сталелитейных производств. Стоит задача и по увеличению объемов переработки нефти – с 18 до 24 миллионов тонн.
Главными плюсами развития кластеров в нашей стране Арман называет увеличение количества рабочих мест и поступлений в бюджет, наращивание темпов экономического роста, пусть и в полноценную реализацию государственной инициативы поверить пока сложно. Аналитик считает идею концептуально хорошей, но не забывает упомянуть о незавидной судьбе завода «Caspiy Еlectronics», обещавшего выпускать отечественные планшеты: «Все планшеты, которые этот завод якобы выпустил, оказались завезенными из Китая. На кластерных китайских заводах заказали и переклеили логотип».
В Казахстане создание отраслевых кластеров в разных регионах действительно является оптимальной моделью инновационных реформ. Этот подход способствует развитию региональной экономики и повышению конкурентоспособности страны.
Ранее сообщалось, что алматинский горный кластер вошел в топ-5 популярных курортов Казахстана.