Конституция независимого Казахстана: о тридцатилетнем пути Основного закона, рассказала Аксункар Абдулина

Конституция независимого Казахстана: о тридцатилетнем пути Основного закона, рассказала Аксункар Абдулина

Первая Конституция независимого Казахстана была принята 28 января 1993 года.


О тридцатилетнем пути Основного закона мы поговорили с кандидатом исторических наук, заместителем директора по связям с общественностью Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова Аксункар Абдулиной.


– Государство без Конституции, как корабль без капитана. Расскажите о предпосылках создания Основного закона.


– Приняв 16 декабря 1991 года Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан», наш народ встал на путь построения демократического государства, опирающегося на рыночную экономику и законы конкуренции. Продолжение широкомасштабных политических реформ было бы невозможным без разработки проекта новой Конституции – Основного закона страны, который бы соответствовал общепринятым параметрам демократии и либеральной экономики в отличие от прежней советской Конституции. Необходимо было строить новое государство с эффективной формой управления. 


– Что послужило фундаментом свода законов для молодого государства?


– Опыт разработки и утверждения Конституции не был новым для Казахстана, который имел форму национальной автономии в советский период. Первоначально в 1921 году была создана Казахская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР, Конституция которой была утверждена Постановлением ЦИКа КазАССР 18 февраля 1926 года. После завершения индустриализации в 1936-м, когда вклад республики в общесоюзный бюджет и экономический потенциал страны существенно возросли, статус автономной республики был изменен на союзную. 


26 марта 1937 года Чрезвычайный X Съезд Советов Казахстана утвердил Конституцию Казахской ССР, носившую при сталинском тоталитарном режиме, как и общесоюзная, ярко выраженный классовый характер, отдавая приоритет правам пролетариата и трудового крестьянства. 20 апреля 1978 года была принята вторая Конституция Казахской ССР, которая, по сути, лишь дублировала декларативные положения Конституции СССР, объявленного общенародным государством «развитого социализма», где субъектом власти стал весь народ. 



Аксункар Абдулина


Во всех названных конституционных законах определялись национально-государственное и административно-территориальное устройство республики, компетенция ее высших и местных органов власти и управления, закреплялась неизменность территории. Очень широкий спектр прав предоставляли конституции в области прав человека: право на труд, отдых, жилище (введено в 1978 г.), материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, охрану здоровья и пр. Были прописаны и политические права граждан – на свободу собраний, митингов, демонстраций и пр., хотя в реальных условиях авторитаризма эти статьи не работали, а противники режима становились диссидентами и преследовались властью, принудительно определялись в психбольницы. Кроме того, Казахская ССР в рамках СССР располагала юридическим правом выхода из федеративного государства, которое имело формальный декларативный характер, и ни одна из 15 союзных республик не смогла им воспользоваться за почти 70-летнюю историю Союза. Это объясняется тем, что Советский Союз, по существу, был «красной» империей с жестким партийным центром, контролируя все республики, обладавшие всего лишь остаточной компетенцией. 


– Однако новое время диктует новые правила. То, что подходило для советского устоя жизни, нужно было модифицировать и адаптировать к современным реалиям…


– В условиях обретения подлинного суверенитета и государственной независимости Казахстан должен был в кратчайшие сроки разработать новый Основной закон государства как полноправного субъекта международного права и конституционной законности для своих граждан.


Депутатам Верховного Совета предстояло реализовать задачу по разработке новой Конституции уже независимого государства Центральной Азии. Конституция РК должна была закрепить новый общественно-экономический строй, форму правления, государственного и административно-территориального устройства, а также права и обязанности личности. Председатель Верховного Совета Казахстана Серикболсын Абдильдин отмечал, что необходимо было «внести изменения и дополнения в действующую Конституцию норм департизации органов власти и правоохранительных органов». 


Между тем, в обществе разгорелись горячие дискуссии, какой должна была быть новая Конституция. Немалое число граждан Казахстана и самих депутатов Верховного Совета были привержены морали и традициям советского прошлого. В то же время ряд вновь созданных общественных движений и партий Казахстана – «Азат», Социал-демократическая партия, призывали распустить Верховный Совет, где мощное представительство имели руководители крупных предприятий и военных организаций. Они критически отзывались о депутатском корпусе, избранном еще в советский период. 


Первая Конституция Республики Казахстан после общенародного обсуждения и всестороннего рассмотрения в Верховном Совете РК была утверждена 28 января 1993 года. Основной Закон государства включал 4 раздела и 21 главу, 131 статью и 13 дополнительных в «Переходных положениях». Как и в принятых ранее «Декларации о государственном суверенитете» (1990 г.) и Законе о независимости (1991 г.), Казахстан был провозглашен неотъемлемой частью мирового сообщества, гарантировал соблюдение международного права и построение демократического, светского и унитарного государства. В Конституции были торжественно провозглашены такие важнейшие и основополагающие принципы суверенитета, как целостность, неприкосновенность и неделимость территории.


Эйфория независимости и сбывшаяся мечта казахов о восстановлении своей национальной государственности привели к тому, что в Конституции Республика Казахстан была объявлена формой государства самоопределившейся казахской нации при условиях обеспечения равных прав всем ее гражданам. Эта формулировка не всем тогда пришлась по вкусу, вызвав множество дебатов, но все же вошла в утвержденную редакцию документа. Однако в преамбуле второй Конституции 1995 года данная формулировка была исключена в пользу следующей: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле…», что звучало более политкорректно для укрепления гражданственности и межэтнического согласия. Подтверждался статус государственного за казахским языком, но государство гарантировало сохранение сферы применения русского языка как языка межнационального общения и других языков, заботу об их свободном развитии.


– Какие еще отличительные моменты были у первого Основного закона? 


– Как и в Декларации о государственном суверенитете, в этом первом историческом документе конституционного строительства прослеживается принцип западной демократической модели разделения властей, по которой Президенту была предоставлена распорядительно-исполнительная власть, Верховному Совету – законодательная, Верховному суду – судебная. Это означало, что Президент находился не над всеми ветвями власти, как по следующей Конституции с сильной президентской республикой, а был встроен в систему исполнительной власти, регулярно отчитываясь перед Парламентом, то есть Верховным Советом, который был в то время однопалатным. Кроме того, Президент не мог единолично назначать премьер-министра, его заместителей и других крупных чиновников исполнительной и судебных систем, включая председателя и судей Конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, Генерального прокурора. Даже объявить референдум президент не мог без согласования с Верховным Советом – высшим представительным органом республики, исполняющим законодательные функции. С 1990 года в Казахстане существовала должность вице-президента, первая в иерархии исполнительной власти после президента, ее полномочия получили отражение в Конституции 1993 года, а на должности до 1996-го находился государственный деятель Ерик Магзумович Асанбаев. Как мы видим, в Казахстане была имплементирована система сдержек и противовесов, чтобы избежать излишней концентрации власти в руках одного Президента. Но в последующем первому Президенту страны Нурсултану Назарбаеву путем роспуска Верховного Совета удалось провести 30 августа 1995 года референдум по принятию новой Конституции, которая уже утвердила в нашей стране форму президентской республики, трансформировавшейся постепенно в суперпрезидентскую.  


С новых позиций были рассмотрены и проблемы собственности – признавалась неприкосновенность частной собственности, но при этом «земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся исключительно в государственной собственности».


Кроме того, в Конституции было подчеркнуто, что признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность и свобода предпринимательства. 


Центральное место в Конституции занял раздел о правах и свободах граждан, включая право на труд, а также запрет пыток, жестокого или унижающего достоинство обращения и наказания. Они были прописаны с учетом общепринятой мировой конституционной практики, включая гарантии по обеспечению их реализации на практике. Очень важно, что статья 3 устанавливала приоритет международно-правовых актов о правах и свободах человека и гражданина, признанных Республикой Казахстан на территории перед ее законами.


Правительство, образуемое Президентом, осуществляло исполнительную власть. Государственное управление на местах возглавлялось местными представительными исполнительными органами, которые входят в систему исполнительных органов РК.


Судебная власть является самостоятельной ветвью государственной власти, осуществляется от имени республики и только судом. Систему судов в РК составляют Конституционный, Верховный, Высший арбитражный и нижестоящие суды. Преимуществом судебной системы, по сравнению с Конституцией 1995 года, было наличие Конституционного суда, куда напрямую могли обращаться граждане РК.


– Как говорится, первый шаг – он трудный самый, но благодаря ему мы уже более 30 лет уверенно шагаем в будущее. 


– Конституция РК 1993 года осталась в истории как Основной закон переходного периода, провозгласив республику без четкого определения ее формы, а по существу, совмещавшей признаки парламентской и президентской. Это свидетельствует о том, что в начале девяностых годов еще не был окончательно решен вопрос о системе правления. Верховный Совет продолжал обладать более широкими полномочиями, чем Президент и правительство. 


В настоящее время в нашей стране претворяется концепция Справедливого Казахстана, где также делается упор на расширение демократии путем отхода от модели суперсильной президентской республики, многопартийности и реформирования судебной системы.


Таким образом, Верховный Совет, утвердив Конституцию 1993 года, твердо встал на путь становления парламентаризма и укреп­ления суверенитета Казахстана. Она закрепила законодательно уже заложенную к этому времени систему государственных органов страны демократической республики, навсегда отрешившись от советского авторитаризма и однопартийной монополии на государственную власть. 


Статья опубликована в  №7, от 19.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Закон переходного периода".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

15:06

14:33

13:57

13:21

12:47

12:15

11:43

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18