«Вечерний Алматы» продолжает разговор о том, как изменился Казахстан при Касым-Жомарте Токаеве.
О предпосылках проводимых в стране масштабных реформ и о том, как они реализуются, мы поговорили с профессором КазНУ им. аль-Фараби, историком, политологом, общественным деятелем, писателем и журналистом Лайлой Ахметовой.
– Лайла Сейсембековна, на ваш взгляд, чем была вызвана необходимость масштабных политических и экономических реформ в нашей стране, какие были предпосылки к этому?
– Конечно, для простого гражданина события 19 марта 2019 года стали громом среди ясного неба. И если говорить откровенно, большинство людей тогда мало верило в какие-либо перемены, хотя все понимали, что необходимость масштабных политических и экономических реформ в нашей стране – просто жизненно важная. В принципе уже был пройден почти 30-летний путь независимости. И если первые 10–20 лет мы ругали Советский Союз за его «наследие», строили планы на будущее, ставили перспективные цели, то сейчас пришло время перемен. Народ, ведомый тогда призрачными надеждами, что «уже скоро и мы будем жить как на Западе», сетовал на прошлое, но винить систему, которая была раньше, можно лишь в начале становления молодого государства. Всему свое время. И спустя 30 лет оглядываться за плечи зари независимости уже не вариант, каждый это начинает понимать, соизмерять ожидания и реальность.
Понятное дело, что люди в 1990-е годы получили свободу. Причем весьма большую свободу, которой мы не смогли воспользоваться в полной мере. Позже уже стали эту свободу зажимать и устанавливать в определенной степени недемократические принципы. Еще раз хочу подчеркнуть, тот капитализм, который был в западных странах – он начинал развиваться два-три века назад, и строился на других понятиях, более худших: на крови, на обмане. У нас капитализм не выстроился бы сразу в красивую ладную картинку. Это утопия – ожидать, что каждый казахстанец будет богатым. Тем более многие хотели жить в достатке и не работать. Поэтому рано или поздно мы должны были прийти к тому, что нужно что-то менять, нужны реформы, причем во всех отношениях.
Первую половину 90-х люди действительно искренне верили, что мы построим наш новый мир, совершенно отличный, благополучный, счастливый, богатый для каждого жителя. Однако случилось то, что случилось. Постепенно приходило осознание, что все не так радужно, как представлялось. На каких бы вопросах мы ни остановились: политические, экономические, социальные – все они проходили свой видоизмененный путь: от красивой картинки питаемых надежд до реальности, которую мы имели. Но это, хочу сказать, не только вина правительства, а наша общая.
– Стала ли пандемия неким тормозом, который замедлил процесс трансформации нашего государства?
– Как раз пандемия, я считаю, не явилась тормозом. Она дала людям возможность понять, как хрупок мир. Никто не мог ожидать, что вдруг все изменится, поменяется привычная жизнь, закроются границы, перестанут летать самолеты, мы спрячемся в квартирах. Люди стали осваивать интернет-возможности, благодаря которым мы могли и работать, и учиться, и общаться, хоть и на фоне общей тревожности. Вопрос жизни и смерти, казалось, был близок каждому, и о многом заставил задуматься более глубоко. Пандемия показала, что смерть не выбирает по социальному признаку, это касалось и богатых, и бедных.
Для государства была встряска экономически, но, считаю, мы вышли из этой ситуации достойно, даже несмотря на все прогнозы и панические настроения, когда в самом начале люди сметали все с полок магазинов и аптек, создавая искусственный ажиотаж. А все потому, что имели «ожоги» опыта прошлых лет и не привыкли верить власти. Как говорится, нет худа без добра и добра без худа. Сейчас у нас раскрылись все возможности, чтобы наше государство было слушающим, слышащим, видящим и понимающим.
– Соглашусь, еще в 2019 году Глава государства объявил о концепции «Слышащего государства», и этот механизм действительно заработал. Как это повлияло на развитие политической системы, как отразилось на жизни простых граждан?
– Хочется отметить, что, когда была озвучена концепция «Слышащего государства», у людей появилась надежда на лучшее, возможность быть услышанными. Каждый рассчитывает, что счастливое будущее будет где-то за горами, а здесь и сейчас. Конечно, находились и пессимисты, потому что уж очень много раз власть не оправдывала людские надежды.
С 2019 года, от начала действия концепции до наших дней, можно отметить положительную динамику: все меняется по нарастающей к лучшему. Наши вопросы теперь действительно не уходят в пустоту, мы получаем ответы. Создаются различные диалоговые площадки между властью и населением как онлай, так и живого формата. Несомненно, не все государственные службы сразу будут работать на «пять», но в большинстве случаев наблюдается реакция «сказано – сделано». Власти не просто слышат, но и принимают меры. Это и есть слышащее государство. Сейчас мы это стали принимать как должное, а ведь недавно этого и в помине не было.
– В целом реформами охвачены практически все сферы жизни казахстанцев. Какие, на ваш взгляд, наиболее яркие и значимые моменты можно выделить?
– Да, реформы коснулись всех и каждого, охватив все сферы жизни. Сейчас каждый казахстанец может высказаться о проблемах как всего общества, так и какой-то его части. Для меня наиболее значимые вопросы: образование, общественная жизнь, средства массовой информации, семья, гендерная политика. Также, считаю, очень значимо и сохранение исторической памяти. Этими вопросами я занимаюсь практически все свое свободное время, причем на общественных началах, и вижу, как в этих направлениях происходят реальные сдвиги.
В политической сфере также мы видим, что государство стало более открытым, понятным. Созданы общественные советы, вновь возрождены советы по взаимодействию с НПО при акиматах. Во властные структуры стали брать лидеров неправительственных организаций – то есть, представителей общества. Уже нет паутины родственных связей, которая опутывала все руководящие посты.
– Президент отметил, что «поэтапная политическая модернизация – одна из главных задач стратегического курса нашего государства». И действительно, референдум, принятие поправок в Конституцию, выборы Президента страны, выборы в Сенат РК и предстоящие выборы в Мажилис – такой динамики событий наша страна, пожалуй, не наблюдала за всю историю своего существования…
– Особо хочется отметить открытость выборных процессов. Каждый житель может и должен быть не просто гражданином, но и хозяином своей страны. Для этого сейчас есть все возможности, а ответственность за решение ложится на плечи каждого.
Нынешние выборы в Мажилис и маслихаты, назначенные на 19 марта 2023 года, завершат перезагрузку власти, тем самым станут отправной точкой реализации фундаментальных реформ, инициированных Касым-Жомартом Токаевым. Лидеры, которых выберет народ, должны будут повести нас в Справедливый Казахстан, комфортный для жизни каждого гражданина.
– Если попробовать заглянуть вперед: следуя заданному курсу, какое будущее мы можем ожидать?
– Я уверена, что задачи, поставленные Главой государства, будут выполнены, но для этого каждый должен принять участие в строительстве Справедливого Казахстана, каждый должен внести свою лепту и быть ответственным гражданином своей страны, быть настоящим патриотом.
Статья опубликована в №19, от 07.02.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Лайла Ахметова: «Мы получаем ответы»".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!