Лектором выступил российский дизайнер Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева.
По его словам, дизайн-код в первую очередь – это процесс переосмысления истории города, которая сохраняется в складках ландшафта и передается через характер горожан, выраженный в виде системы конкретных решений, формирующих удобную и уютную среду и воспитывающих уважение к смыслам города.
Эркен Кагаров в начале выступления отметил, что в советское время оформление в городах делалось централизовано. В постсоветское время города начали хаотично застраивать, и решения принимались случайно и несогласованно.
– Например, куда повесить табличку? Какого она размера должна быть? Не было общих правил, поэтому внешний вид городов хаотичен и по сей день. В 2013 году я руководил проектом по дизайн-коду в Москве. Он касался вывесок или, как они юридически называются, информационных конструкций. Его реализовали в качестве пилота, а чуть позже вышел закон, – рассказал спикер.
После принятия закона о дизайн-коде Москвы город перестал быть похожим на ярмарку.
– Один мой друг сказал, что сейчас он ездит в столицу, чтобы прогуляться и насладиться ее видом. В связи с этим, думаю, что дизайн-код имеет очень важное значение в оформлении городов, – говорит Эркен.
Он считает, что для Алматы необходи- мо придумать универсальные правила по оформлению, при этом для центральных улиц дизайн-код прописывать отдельно. Типовые решения реализовать намного проще и дешевле.
Эркен Кагаров подчеркнул, что для оформления стадионов, театров, торговых центров не следует использовать яркие вывески и крупный кричащий шрифт. Все должно быть сдержанно и в одной цветовой гамме. Главная цель любого проекта по дизайн-коду – это органичное сочетание вывесок, афиш, указателей, скамеек и урн, автобусных остановок, ограждений и прочих элементов городского пространства между собой и в одной композиции.
– Если говорить об озеленении, то цветочные горшки, кусты и деревья не должны выделяться из общего фона города. Я не советую использовать искусственные цветы для украшения тротуаров, парков и ограждений на магистралях. В Алматы очень загрязненный воздух, а цветы из пластика – самый главный пылесборник, – отметил эксперт.
Отдельно он коснулся ограждений – считает, что экс-аким Бауыржан Байбек сделал правильно, когда убрал все заборы в городе.
– Это было замечательное решение, потому что деньги, выделенные на уход за ограждениями, можно направить на уход за деревьями и цветами по всему городу. Правда, сейчас я вижу, что заборы опять вернулись. Тогда при оформлении общего здания необходимо учитывать цвет заборов. Зачатую здания обнесены стеной или решетками – покрашены в разные цвета, в основном, они черные или зеленые. В любом мегаполисе очень много участников и очень много элементов, поэтому любые городские объекты по умолчанию должны быть нейтральными, иначе они войдут в визуальный конфликт между собой, – подчеркнул лектор.
Интенсивные и яркие цвета можно использовать при оформлении, но в рамках проекта, и органично вписывать в общий фон. К примеру, красить урны, лавочки, горшки для цветов, столбы или скамейки в яркие тона нельзя – они будут выделяться и загружать пространство.
Отдельно спикер отметил особый статус города Алматы – это дает возможность внедрять пилотные проекты на локальном уровне, не дожидаясь одобрения сверху.
Автор Акторе ОМАРОВ
Статья опубликована в №142 от 28.11.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «В едином формате»