Музейный фонд плакатных изданий насчитывает порядка 2000 единиц, это 1700 афиш, посвященных спектаклям, а также 300 плакатов, выпущенных в честь юбиляров.
Афиши были выпущены к спектаклям, шедшим на подмостках театра в разные исторические периоды. Хотя театр начал свою деятельность в 1920-х, самая ранняя из сохранившихся афиш датируется 1942 годом. Она посвящена спектаклю «Ақан сері – Ақтоқты», поставленному по пьесе Габита Мусрепова в самый разгар Великой Отечественной войны, в 1942-м.
В то время театр перешел к героико-эпическим произведениям, центральными персонажами становились исторические личности, чей жизненный путь был примером стойкости в борьбе за правду.
Несмотря на войну, в театре кипела жизнь. Спектакли начинались поздно вечером, потому что в дневное время все электрические мощности были направлены на заводы и фабрики, производившие продукцию для фронта.
В числе зрителей были эвакуированные в Алма-Ату деятели искусства, в частности, Сергей Эйзенштейн, Михаил Жаров, приезжавший с фронта к семье Сергей Михалков и другие знаковые фигуры советского искусства того времени. Для них, как и для обычных зрителей, каждая новая афиша была символом оптимизма, олицетворением духовного противостояния тяготам военного времени.
Война закончилась, и последующие десятилетия ознаменовались новым этапом в отечественном театральном искусстве. В конце 1950-х после окончания ГИТИСа в театр пришел ученик народного артиста СССР Андрея Гончарова Азербайжан Мамбетов, который принес в театр много свежих идей.
– Азербайжан Мадиевич исповедовал школу Станиславского, он настаивал, что тело – это один из главных инструментов актера, поэтому в театре появились утренние разминки, – рассказывал ранее народный артист Казахстана, глава Союза театральных деятелей РК Тунгышбай Жаманкулов. – С утра актеры разогревали мышцы, делали гимнастические упражнения, чтобы к моменту репетиции быть готовыми к выполнению серьезных пластических задач. Такой порядок заведен в театре и сегодня.
Наравне с казахскими и мировыми произведениями народный артист СССР Азербайжан Мамбетов активно ставил русскую классику. Так появились афиши, приглашавшие зрителей на постановки чеховских пьес.
Параллельно худрука Театра имени Ауэзова приглашали ставить в московские театры. В частности, Театр имени Вахтангова предложил Азербайжану Мамбетову сделать спектакль «И дольше века длится день» по Чингизу Айтматову. Это было в 1982 году. Казахстанскому режиссеру удалось адаптировать айтматовскую прозу к театральной сцене. Тогда история о буранном полустанке собирала в Москве аншлаги. К слову, спустя два года вахтанговцы приезжали в Алма-Ату, и в числе других спектаклей гастрольный репертуар включал и его. Так премьера спектакля, поставленного режиссером в Москве, состоялась и на его родной сцене.
– В 2021 году отмечалось 100-летие Театра имени Вахтангова. На юбилей приезжало и руководство нашего театра. В качестве подарка мы преподнесли вахтанговцам точную копию афиши спектакля «И дольше века длится день». Коллеги были тронуты этим подарком, – рассказала руководитель музея Наргиз Тамабеккызы.
Также в коллекции музея афиши, посвященные знаковым спектаклям Ауэзовского театра – «Абай», «Айман-Шолпан». Эти спектакли ауэзовцы возили на послевоенные декады казахского искусства в Москве, и всякий раз постановки пользовались большим успехом. Что же касается родной сцены, то эти спектакли неизменно проходят с аншлагом.
– Абай – одна из ключевых фигур нашего театра. В экспозиции музея представлены костюмы актеров, воплощавших образ Абая, с самой первой постановки в 1940 году и по настоящее время, афиши этих спектаклей, – обратила внимание на экспонаты руководитель музея.
С эпохой независимости в театре началась новая эра – об этом подробно рассказывает второй зал музея. Сегодня коллектив театра состоит из 300 человек. Труппа, возглавляемая заслуженным деятелем РК Еркином Жуасбеком и художественным руководителем, народным артистом СССР и Казахстана Асанали Ашимовым, принимает в работу казахскую и мировую драматургию, опираясь на богатейший опыт, творчески экспериментирует, сочетает театральные традиции с новыми формами.
Сегодня афиши представляют современный репертуар в интернете, они рассказывают о таких спектаклях, как «Сто лет любви» Дулата Исабекова, «Дядя Ваня» Антона Чехова, «Анна Каренина» Льва Толстого и, конечно же, «Путь Абая» по произведению Мухтара Ауэзова.
Наряду с афишами музей хранит материалы с 1926 по 1970 год, экспонирует раритеты, связанные с жизнью и творчеством Капана Бадырова, Калибека Куанышпаева, Амре Кашаубаева, Елюбая Омирзакова и других звезд казахстанского искусства.
Также в большой двухзальной экспозиции собраны афиши, театральные костюмы, личные вещи и государственные награды актеров, портреты корифеев драматического искусства, выполненные выдающимися мастерами кисти Гульфайрус Исмаиловой, Сахи Романовым, Ольгой Кужеленко.
Статья опубликована в №84, от 23.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Репертуар с историей".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!