Зеин Шашкин (1912–1966) – представитель своего времени, наряду с основной профессией врачевателя активно занимался творчеством, стремясь запечатлеть в своих произведениях эпохальные в республике события и перемены.
Это и история установления советской власти в Семиречье, и образ народного героя повстанческого движения Токаша Бокина, героические страницы целинной эпопеи, строительство казахстанской Магнитки, ее промышленных центров, жизнь и трудовые будни молодых созидателей страны в первой половине XX века.
Выбор творчества и перипетии судьбы
Зеин Жунусбекович Шашкин родился 31 декабря 1912 года в Баянаульском районе Павлодарской области. Выходец из бедной казахской семьи. Среднее образование получил в павлодарской школе. Творчество его начиналось с написания стихов и небольших критических статей, которые публиковались в печати с начала 30-х годов. Страсть к литературе была серьезной, и он решил получить гуманитарное образование, поступив на учебу в Московский институт истории, философии и литературы. После окончания института несколько лет проработал секретарем Карагандинского горкома комсомола, занимался преподавательской работой в Семипалатинском пединституте, затем в КазПИ.
Увлекся изучением произведений Абая Кунанбаева и в 1934 году издал первый серьезный литературоведческий труд «Особенности поэзии Абая», позже он неоднократно возвращался к творчеству поэта-просветителя, выступая с докладами и статьями в печати.
Шашкин изучал и теоретические основы литературы – в 1940 году совместно с известным литературоведом Есмагамбетом Исмаиловым опубликовал учебник «Вопросы теории литературы» для вузов. Не прошли мимо внимания писателя и проблемы искусства – 25 июня 1958 года он выступил с докладом «Социалистический реализм и богатство формы в искусстве» на теоретической конференции, посвященной творческому методу советских писателей – социалистическому реализму, которая проходила в клубе Союза писателей Казахстана.
В молодости он также не миновал участи многих творческих людей, попав в волну репрессированной интеллигенции республики, – в 1938 году был арестован в Семипалатинске, где работал заведующим кафедрой казахского языка и литературы, и провел в лагерях около десяти лет, что значительно подорвало его здоровье. Случай свел его в лагере Иркутска с русским врачом-профессором, который привил ему навыки в медицинской сфере, что помогло успешно справляться с фельдшерскими обязанностями в лагерных условиях. Используя связи, врач-сокамерник сумел определить его на заочное отделение Иркутского медицинского института, хотя по окончании вместо диплома получил справку. Только после освобождения Шашкину удалось экстерном сдать экзамены и получить диплом врача. Успешно работал врачом-фтизиоларингологом в больницах и санаториях, но в итоге тяга к литературному творчеству взяла верх.
Современники называли его «казахским Чеховым», – он, как А.П. Чехов и В.В. Вересаев, совмещал медицинскую службу с литературным творчеством, оставив после себя романы, повести и литературоведческие исследования, в которых отразились основные периоды созидания нового строя, тем самым обогатив духовный фонд казахской литературы.
История и новь страны
В первой половине XX века казахскими писателями и драматургами создавались историко-революционные произведения, в которых отражались темы народного движения 1916 года и их лидеров, гражданской войны и революционных событий. Ярким представителем крупного прозаического жанра послевоенных лет стал Зеин Шашкин.
Роман «Токаш Бокин» на казахском языке вышел из печати в 1958 году, переведен на русский язык в 1960 году под названием «Семиречье в огне» («Так начинается эпоха»). В нем повествуется о людях, боровшихся и погибших за установление советской власти в Семиречье, о дружбе и взаимопонимании представителей русского и казахского народов в периоды острой классовой борьбы. Главным героем является славный сын казахского народа Токаш Бокин. Пастушок у бая, по его прихоти поступивший учиться в гимназию, в 1916 году становится одним из руководителей народного восстания. Перипетии судьбы Токаша развертываются на фоне исторических событий, когда в казахской степи растет мощное революционное движение.
Повесть «Наступило утро» (1956) описывает сложные социальные процессы в казахском обществе накануне Великой Октябрьской социалистической революции, острую классовую борьбу, активных выходцев из народа и рост их самосознания, борьбу за установление советской власти в Семиречье. Название романа символично, как и эпиграф из строк А. С. Пушкина: «Горит восток зарею новой…», предваряющий книгу. С первых же строк повествование увлекает читателя, интересующегося историей семиреченского края, среднеазиатских республик, неспокойными событиями давно минувших лет. Идеологическую борьбу между сторонниками панисламизма и борцами-большевиками за новую жизнь можно проследить по цитате Жунуса, одного из персонажей повести: «Не кажется ли, уважаемый имам, что мысль большевиков о равенстве и братстве похожа на молодое яблоневое дерево? Оно пышно растет, привлекая внимание прохожих! У нас же в руках страх. Мы пугаем народ адом, богом и держим силой…»
Произведение это было написано в Боровом в 1950–1955 годах, в период его работы врачом в санатории.
Роман Шашкина «Темиртау» (1960) был опубликован на русском языке московским издательством «Молодая гвардия» в 1964 году. Он посвящен истории появления нового города в степи – гиганта черной металлургии. Жизнь и труд молодых рабочих и строителей, поднимавших промышленный город, стали основой для сюжета нового произведения, пополнившего серию индустриальных романов наряду с «Карагандой» Габидена Мустафина. Чтобы правдиво описать труд и проблемы металлургов, ему пришлось в течение двух лет прожить в городе, именем которого назвал свое произведение. Новое поколение молодых рабочих закаляется в творческом труде, их быт, личная жизнь, место казахской женщины в современном обществе, в труде и семье становятся объектом изучения и излагаются писателем жизненно правдиво.
«Доктор Дарханов» (1962) – это первый роман в казахской литературе, посвященный жизни и профессиональной деятельности врачей – служителей благородной миссии – спасать человеческие жизни. В нем представлены такие проблемы, как профессиональная этика медицинских работников всех рангов, взаимоотношения между коллегами, личная жизнь героев романа и их внутренний мир. Есть предположение, что в романе присутствуют автобиографические сведения и эпизоды.
Трудовой героический подвиг целинников разных национальностей, поднявших в степи села, колхозы и города, строивших жилища и предприятия невзирая на бытовые и климатические условия жизни – будь то жара или ледяной холод, – писатель показал в своем последнем романе «Доверие» (1966).
Написал он немало повестей («Путеводная звезда», «Ошибка врача» и другие) и рассказов, повествующих о жизни современников, которым присущи такие качества, как патриотизм и интернационализм, любовь к родному краю и природе. Изданы сборники рассказов «Полярная звезда» (1959), «Дыхание жизни» (1964), «Акбота» (1966).
Произведения в театре и кино
Лучшие произведения казахстанских писателей и поэтов, отражавших историю страны и деяния ее славных сынов и дочерей, ставились на сценах главного драматического театра республики и областных театров. Герои пьес Зеина Шашкина заговорили на сценах многих театров на казахском и русском языках.
Писатель интересовался историей революционного периода города Верного и, в частности, Токашем Бокиным, который был одним из активных революционеров Семиречья. В 1956 году ему посвятил роман «Наступило утро», через год-два появился сценарий пьесы «Степное зарево», в 1958 году создал роман «Токаш Бокин», позднее – киносценарий «Тревожное утро».
Пьеса «Степное зарево» драматурга Зеина Шашкина была поставлена на сцене Казахского академического театра драмы (ныне имени М.О. Ауэзова) 7 ноября 1957 года в честь сороковой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Она ярко представляла образ Токаша Бокина, одного из руководителей движения в борьбе за советскую власть в Верном. Постановку талантливо осуществил народный артист Казахской ССР Моисей Исаакович Гольдблат, главный режиссер театра, который стал и соавтором сценария. Спектакль пользовался успехом у зрителей, позже был поставлен на сценах других областных драмтеатров.
Главный герой – историческое лицо, большевик, один из организаторов советской власти в Казахстане, герой Гражданской войны. Его товарищами и соратниками по борьбе являются люди разных национальностей – казахи Утепов, Курушпай, русская девушка Зоя, казак Березовский и другие. В стане врагов люди разных сословий и наций – атаман Малышев, богатый купец узбек Закир, его приказчик дунганин Яшайло, помощник прокурора Марков, также примкнул к ним казах Жайнаков, адвокат, алашординец, мечтавший о казахской автономии под мусульманской эгидой, ненавидевший революцию и русских защитников советской власти. Зоя, дочь атамана Малышева, принимает идеи революции и становится пламенным ее борцом и невестой Токаша Бокина.
На основе романа «Токаш Бокин» была осуществлена постановка одноименной пьесы в Казахском академическом театре драмы имени М.О. Ауэзова, в которой роль революционера-предводителя великолепно сыграл народный артист Казахской ССР Нурмухан Жантурин. В роли атамана Малышева талантливо выступил народный артист, лауреат Государственной премии СССР Капан Бадыров. Сыгранный им образ был одним из ярких и значительных в творческой галерее актера. Противостояние двух главных героев-врагов является доминирующей линией в сюжете.
Пьеса «Сердце поэта» была поставлена на сцене Казахского драмтеатра в 1965 году режиссером В.С. Пусурмановым. Спектакль «Так начинается эпоха» («Эпоха так начиналась») – о жизни современников. Эти пьесы в разные годы были поставлены на сценах республиканских и областных драмтеатров.
По мотивам романа «Токаш Бокин» в 1966 году был снят художественный фильм «Тревожное утро» («Беспокойное утро»). Автором сценария выступил сам автор, литературным консультантом стал поэт Олжас Сулейменов, работавший в тот период главным редактором киностудии «Казахфильм». Режиссер-постановщик Абдулла Карсакбаев, композитор Нургиса Тлендиев. Роли исполняли известные актеры театра и кино – Идрис Ногайбаев, Асанали Ашимов, Ануар Молдабеков, Курманбек Джандарбеков, Нуржуман Ихтымбаев, Ахмет Шамиев и другие.
Фатима ОРАЗБЕКОВА, филолог, член Союза журналистов, Арман ШАУХАНОВ, кандидат педагогических наук, доцент Университета Дулати.
Статья опубликована в №152, от 22.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Летописец своей эпохи".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!