Международная Федерация спортивного альпинизма (ISMA) подвела итоги чемпионата мира 2022 года в классе высотно-технических восхождений.
Первое место заняла сборная команда Казахстана с первопроходом на пик Верный (5250 м) по северо-западной стене, 6Б категории трудности.
Вершина находится в районе пика Кызыл-Аскер (5842 м), Центральный Тянь-Шань, хребет Западный Кокшаал-Тоо. Район характеризуется нестабильной погодой (солнце – снег – метель – снова солнце), которая имеет обыкновение меняться несколько раз на дню. Пик Верный представляет из себя массивную стену, сложенную из темных пород гранита с выраженным большим внутренним углом («Книга»). Наибольший интерес с восходительской точки зрения представляет северо-западная стена. Рельеф на стене сложный: преобладают монолитные каверны, похожие со стороны на сыр с дырками, и заглаженные камины, глухие щели, монолитные гладкие плиты без рельефа.
Ключевой особенностью выбранного командой маршрута на пик была в первую очередь крутизна стены, основная часть которой представляет собой серию вертикальных (а местами и нависающих) стенок, внутренних углов и каминов.
Команда казахстанцев в составе руководителя, мастера спорта Максима Тена, Романа Шестернина, Леонида Крупы, Закиржана Абдураимова и Станислава Лайнопуло провела на маршруте протяженностью 1670 метров шесть ночевок, спали на стене, на платформе. Перепад маршрута составил 910 метров.
– Я давно хотел сходить на пик Верный, еще когда увидел фотографию стены и много непройденных линий сборной команды Казахской ССР. Хотелось залезть на какую-нибудь нашу, казахскую линию. Подойдя к стене, вживую оценили, где логично и безопасно можно пройти, и чтобы эта линия была эстетически красива. Определившись окончательно с вариантом, детально продумали тактику и пошли на штурм. С самого начала стена давила и нависала. Полок под ночевку не было, спали в платформах. Было тесно. Знаете, это ощущение, когда просто, чтобы совершить элементарные действия – типа похода в туалет или приготовления пищи – надо провести целые акробатические этюды – вот таких «этюдов» у нас было семь дней и ночей. Вообще, маршрут очень запомнился. В первую очередь монолитным рельефом с плохой страховкой. Было сложно. Много времени тратили на организацию хоть сколько-то удовлетворительных станций и перил. Большой вес рюкзаков также доставлял особое удовольствие. Хорошо, что шли с платформами, это хоть как-то позволяло не зависеть от полок для ночевки.
Больше всего запомнился шестой день, когда лезли на ключ: обледенелый камин с текущей по нему водой. Страховки в нем не было. Шлямбурные крючья мы экономили и били только в самых необходимых местах, но даже с такой экономией к тому моменту их почти уже не осталось. Надо было как-то лезть. Холодно. Мокро. Сверху летят сосульки. Скалывая лед молотком, на самых кончиках фиф я продвигался вверх по глухой щели в здоровенном камине без права на ошибку. Вода затекала в рукава и вытекала в районе ног в ботинки. К концу той ключевой веревки я был мокрый с головы до ног, промерз и устал, но был доволен – веревку ту я пролез, – вспоминает восхождение Максим Тен.
Леонид Крупа говорит, что ему больше всего запомнились ночевки.
– Наверное, потому что мы (с Шестернином и Абдураимовым) спали втроем в двухместной платформе шесть ночей. Было очень тесно. Ботинки и все лишнее снаряжение, одежду приходилось вывешивать наружу в бауле, внутри платформы они просто не помещались! Спали валетом, мои и Ромины плечи плотно были прислонены друг к другу, при этом мы спали в пол-оборота. Ноги Закиржана лежали на наших головах и груди. Нужно ли говорить, что при такой тесноте каждое приготовление пищи или просто выход на улицу за снегом превращались в настоящий квест, ролевую игру. Игру, где двое сидят неподвижно, забившись в угол платформы и максимально сжавшись, пока один производит необходимые действия. Когда на седьмой день мы выбрались на вершину и первый раз ночевали без тесной платформы, просто под открытым небом в снежной яме, несмотря на дикий ветер и холод, я просто пищал от восторга – наконец-то свободное пространство и никто к тебе не жмется! Наконец-то можно лечь в полный рост и твои ноги не упираются в чью-то голову! Сказать, что мы устали за это восхождение – не сказать ничего. Я просто чувствовал с каждым днем на стене, как она опустошает нас – и физически и морально, – признался спортсмен.
Закиржан Абдураимов гордится коллегами, называет их «машинами».
– Когда я смотрел на маршрут по фотографии до того, как мне предложили лезть на стену в основном составе, я даже представить не мог себе настолько монолитный и сложный рельеф стены. Большая заслуга Максима в продумывании тактики и общей стратегии на все время нашего пребывания на стене. Помню, когда вылезли на вершину, у нас из еды остался только неприкосновенный запас продуктов, которые брали на случай ЧП, и половинка баллона газа. Вообще рельеф стены – отдельная тема, на которую можно рассуждать и перебирать множество ассоциаций: тут тебе и «сыры» – будто проплавленная порода со множеством крупных (до нескольких метров в диаметре) дырок, и «петухи» – длинные вертикальные волнистые гребни, напоминающие по форме гребень птицы, «асфальт» – идеально гладкие зеркала без малейшего намека на рельеф, «халва» – развальная осыпающаяся порода, в которой не чувствуется надежной страховки, она скалывается под крючьями, френдами, скайхуками. У нас даже одна станция в такой породе просела из-за того, что якорь сколол кусок породы (смеется). В общем, страховка на таком рельефе – отдельный разговор. Фактически ее нет. Даже шлямбурный крюк здесь не всегда является гарантией безопасности, – говорит альпинист.
Редакция газеты «Вечерний Алматы» поздравляет сборную команду Казахстана по альпинизму с замечательным успехом!
Глоссарий альпиниста
Айс фи-фи (фифа – сленг) – изобретение отечественных умельцев середины XX в., это конструктивное развитие ледового якорного крюка, но в отличие от него и других инструментов входит в лед под воздействием веса альпиниста без удара по нему молотком.
Баул – специальный прочный мешок для размещения и вытаскивания грузов на длительных стенных восхождениях.
Дюльфер – специфический способ спуска по закрепленной веревке.
Закладные элементы (закладки – сленг) – заклиниваемые в скальных трещинах металлические детали с петлей из веревки, стропы, металлического троса для пристегивания карабина.
Зацепка – форма скального микрорельефа, любая мелкая деталь скалы, которую можно использовать при лазании как опору для рук и ног.
Искусственные точки опоры (ито) – создаваемые альпинистом дополнительные точки опоры, применяемые при движении по крутым скалам с малым количеством зацепок.
Камин – форма скального рельефа, трещина либо внутренний угол, по которым можно передвигаться на распорах.
Кулуар – отрицательная (вогнутая) форма горного рельефа, канал, по которому происходит транспортировка отходов процесса разрушения (эрозия) горного массива. Может быть снежным, ледовым, скальным, осыпным и травянистым.
Палатка–платформа (подвесная площадка) – новый вид бивачного снаряжения для протяженных стенных восхождений крутизной от 70°. Вес 5–7 кг.
Скай-хук («небесный крюк») – скальный крючок, применяемый на гладких участках стенных маршрутов, где нет трещин для забивки обычных скальных крючьев, а частое применение шлямбурных крючьев еще не так необходимо.
Трещина скальная – разрыв в толще горных пород без смещения блоков. В практике путешествующих – разрыв в скалах, куда можно забить скальный крюк, но нельзя просунуть пальцы.
Фифи (сленг) – небольшой узкий крючок, позволяющий его язычку легко входить в ушко крюка, оттяжку, петлю закладки и выниматься без дополнительных усилий.
Френд – вид закладок с раздвижными подпружиненными щечками. Конструкция такова, что при нагрузке щечки стремятся раздвинуться еще дальше, что обеспечивает большую надежность удержания в трещинах (в том числе и расходящихся).
Шлямбурный крюк – альпинистское снаряжение, предназначенное для организации точек страховки на скалах.
Якорь – любая система, позволяющая прикрепить альпиниста или веревку к стене.
Статья опубликована в №152, от 22.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Выше гор".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!