Торжественные мероприятия в честь 111-летия знаменитого политического деятеля Динмухамеда Кунаева проходят в Алматы.
Заместитель главы Русской общины Казахстана Михаил Киндалёв поделился своими воспоминаниями о выдающемся партийном и государственном деятеле Динмухамеде Кунаеве, сообщает Vecher.kz.
12 января нынешнего года исполняется 111 лет со дня рождения этому действительно мудрому и великому с большой буквы человеку – Динмухамеду Ахмедовичу Кунаеву. Он вошел в историю как крупный государственный деятель, первый секретарь Центрального комитета Коммунистической партии Казахской ССР, трижды Герой Социалистического Труда, президент Академии наук Казахстана.
«По большому счету представлять его казахстанцам нет необходимости, а вот вспомнить о нем в такой день стоит. Я познакомился с ним в апреле 1970 года, когда Динмухамед Ахмедович посетил трикотажную фирму им. Ф.Э. Дзержинского для вручения ее коллективу Почетной грамоты за достижение высоких показателей в социалистическом соревновании. Информация об этом событии с опубликованием фотоснимков была размещена на первой полосе газеты «Казахстанская правда» – в то время органе ЦК Казахстана.
На тот период я был секретарем комсомольской организации нашего предприятия и одним из активных участников данного мероприятия, за которым последовало обычное чаепитие и задушевная беседа с Главой тогда еще советского Казахстана.
В дальнейшем моя судьба сложилась так, что был назначен завотделом пропаганды и культурно-массовой работы Алма-Атинского обкома комсомола. Здесь я познакомился и подружился с Эдиге Влихановым, который, как я узнал позднее, был двоюродным братом Д.А. Кунаева.
Мне волнительно вспоминать последующие встречи с Динмухамедом Ахмедовичем, уже в простой домашней обстановке, где он с присущим ему чувством юмора и доброжелательностью завидовал нашей молодости. В одно из таких посещений он подарил мне на добрую память свою фотографию со встречи в Лондоне с «железной леди» Маргарет Тэтчер, где он представлял Советский Союз по поручению Леонида Ильича Брежнева.
Также я помню его подарки, крайне дефицитные для того времени, это французские джинсы и туфли фирмы «Цебо», а также две свои рубашки. Все это для меня было своего рода святыней, и я позволял себе одевать их только в особо торжественные моменты.
Одна из последних моих встреч с этим незаурядным человеком состоялась в преддверие его 80-летнего юбилея. В ответ на мои искренние поздравления и пожелания, он просто ответил: «Я ни о чем не жалею и обиды ни на кого не держу!»
В связи с очередной датой рождения Динмухамеда Кунаева, мне хотелось бы напомнить казахстанцам о пути простого человека, ставшего незаурядной личностью и настоящим лидером Казахстана.
Динмухамед Ахмедович Кунаев родился 12 января 1912 года в городе Верном, ныне город Алматы. Его предки были животноводами и жили на берегах рек Курты и Или в районе Куйгана. Его прадед Азнабай, имевший четверых сыновей, в свое время снял весь аул и через р. Или по юго-восточному берегу Балхаша добрался до Аягуза, а оттуда откочевал на земли рода тобыкты. Обосновавшись на новом месте, он женил своего второго сына Коная на тобыктинке, и у которого родились сын Жумабай и дочь Булонтай. После смерти Азнабая тобыктинцы начали притеснять Коная с его родичами и тогда он принял решение вернуться на свои земли в Семиречье. Разместив своих одноаульцев на родных землях, сам Конай в поисках лучшей жизни переезжает на правый берег реки Алмаатинки, отдает своего сына Жумабая на учебу в мусульманскую школу. Однажды Конай выехал в Курты к родственникам, однако в пути, как гласит предание, был вероломно убит. Чтобы сохранить род и наследие Коная, жену его умершего старшего брата Бокеша по имени Кырыжылкы отдали замуж за третьего сына Азнабая Шолака. Они и воспитали Жумабая, деда Динмухамеда Ахмедовича, который после окончания школы, стал учительствовать в родных краях. В 1886 году у него родился сын Минлиахмед, научившийся самостоятельно читать и писать как на казахском, так и на русском. Отец будущего лидера Казахстана с четырнадцати лет и до октябрьской революции работал по найму, а уже в советское время и до ухода на пенсию трудился в сельскохозяйственных и торговых организациях Алма-Атинской области. Его жена, Зауре Баировна, мать Д.Кунаева, с которой они прожили совместно свыше семидесяти лет, была родом из бедной крестьянской семье села Чилик.
По достижении школьного возраста Динмухамед Кунаев пошел в так называемую школу первой ступени № 19 им. Чернышевского, которая находилась на Алма-Атинской улице (теперь ул. Емелева), а по окончании четвертого класса перешел в 14-й школу второй ступени, которая находилась на территории ныне действующей кондитерской фабрики.
В 1931 году по комсомольской путевке был направлен в Москву для поступления в Московский институт цветных металлов и золота. В июле 1936 года Динмухамед Кунаев окончил горный факультет Московского института цветной и тонкой металлургии, после получения диплома, был направлен на медный рудник в Коунрад.
Свой первый трудовой отпуск Динмухамед Ахмедович провел в Алма-Ате, где познакомился со своей будущей женой Зухрой Ялымовой. проживающей на Фурманова, 125. В то время она работала бухгалтером в Наркомате совхозов. Они встречались почти каждый день, бродили по улицам города, ходили в кино, прослушали весь репертуар гастролирующей в Алма-Ате Свердловской оперетты.
В конце сентября 1939 года Кунаев был направлен в Восточный Казахстана директором Риддерского рудника, куда выехал уже с молодой женой. Вот, что говорил об этом сам Динмухамед Ахмедович: «Я благодарю судьбу, что соединил жизнь с любимым, чутким, внимательным и обаятельным человеком. Наша веселая свадьба состоялась 18 октября на квартире у моей старшей сестры Амины Ахмедовны. Нашими гостями были мои товарищи по институту, преподаватели Казахского горно-металлургического института, инженеры Жаксыбаев, Кравченко, дядя Зухры Гариф Шарипович с молодой женой. Гостями нашей свадьбы были и мои сестры…».
За свои трудовые заслуги и опыт производственника в 1942 году Динмухамед Кунаев становится зампредом тогда еще Совета Народных Комиссаров КазССР, в качестве которого провел большую работу по развертыванию и вводу в эксплуатацию, эвакуированных из прифронтовых районо предприятий. Затем 17 апреля 1952 года состоялись выборы Д.А. Кунаева в члены Академии наук по специальности «горное дело», а после ухода академика К. И. Сатпаева с должности президента АН КазССР, он заступил на его место.
В марте 1955 года в Алма-Ате открылась сессия Верховного Совета республики, на которой, с учетом его большого опыта производственника, авторитета и других заслуг, Кунаев Д.А. был назначен председателем Совета Министров республики. Наступил 1962 год, Кунаеву исполнилось 50 лет, круглая дата в жизни человека, поздравляя с которой его окружение, да и он сам, признавали: «Работал честно, работал много, что-то из намеченного сделал, что-то не успел».
В канун праздника 7 ноября 1964 года ЦК КПК, по рекомендации из Москвы, избирает Динмухамеда Ахмедовича Кунаева Первым секретарем ЦК КПК, то есть как принято говорить теперь, Главой государства.
За годы руководства Кунаева экономический потенциал Казахстана удвоился, а промышленность дала продукции больше, чем за все годы со дня образования Казахстана. Республика стала важнейшей базой по производству технических культур: сахарной свеклы, хлопка, табака.
Большими темпами стало развиваться жилищное строительство, так только в 1965 году получили новые квартиры 450 тысяч человек, улучшилось материальное благосостояние трудящихся. В 1965 году по сравнению с 1958 годом средняя зарплата увеличилась в среднем на 30 процентов.
Следует вспомнить и том, что одной из серьезных проблем для Алматы являлась постоянная угроза схода селевых лавин в наших замечательных горах. В этой связи, по заданию Динмухамеда Ахмедовича специалистами была проделана огромная работа в этом направлении, а уже в октябре 1966 года был произведен направленный взрыв для сооружения селеудерживающей плотины. В 1973 году на плотину, словно проверяя ее на прочность, обрушился мощный селевой поток объемом 3,5-4 миллиона кубометров, который был задержан плотиной. От разрушения была спасена вся восточная часть города. В эти непростые дни Динмухамед Ахмедович сам непосредственно возглавлял работу по предотвращению последствий селевого потока и созданию условий для дальнейшей спокойной жизни и работы населения города.
Свыше сорока лет Центральный орган партии Советского Союза оказывал высокое доверие и большую поддержку Динмухамеду Ахмедовичу Кунаеву на посту первого руководителя Казахстана. О его заслугах можно говорить бесконечно: в разное время ему поручали возглавлять крупные предприятия цветной металлургии, он был у истоков создания мощной медеплавильной промышленности страны. Он избирался академиком АН Казахстана и её президентом, дважды назначался председателем Совета Министров КазССР, в общей сложности 25 лет с небольшим интервалом, являлся Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана. На XX и всех последующих съездах избирался членом ЦК КПСС, затем был избран членом Политбюро ЦК КПСС, был депутатом Верховного Совета СССР с 3 по 11 созыв включительно.
Но пришел тот роковой декабрь 1986 года и решением пленума ЦК Компартии Казахстана Динмухамед Кунаев был отправлен на пенсию.
Подводя итоги деятельности Динмухамеда Ахмедовича Кунаева, следует отметить, что ему пришлось работать в разные периоды жизни страны, но его многолетний созидательный труд не прошел даром, позитивный опыт не может быть отброшен, его нельзя терять, многими результатами можно теперь гордиться, несмотря на все издержки и деформации на нашем историческом пути.
Находясь на пенсии и уже практически в забвении, он делает такое признание: «Оправданий себе не ищу, решения принимал правильные и неправильные: были ошибки и удачи. Но одно знаю точно: нельзя много времени быть «во главе». Теряется чутье к окружающим тебя лицам, свежих мыслей не понимаешь или не принимаешь, перестаешь быть критичным по отношению к себе. Делаешь неизбежные промахи, и более всего - в кадровой политике. Окружать себя надо не поклонниками, а умами, трансформирующими идеи». Как говорится «не добавить, не убавить».
И вот наступил тот печальный день, 25 августа 1993 года, вошедший в историю Казахстана как день необъявленного национального траура. Хоронили Динмухамеда Ахмедовича Кунаева.
Десятки тысяч алматинцев прошли через скорбный зал театра оперы и балета, где был выставлен гроб с покойным. Еще многие и многие так и не смогли отдать последнюю дань Динмухамеду Кунаеву, так как милицией был прекращен доступ в траурный зал. Несмотря на это, люди продолжали стоять на улице, ожидая выноса тела, а когда катафалк тронулся в последний путь, произошло невообразимое. Город Алма-Ата ничего подобного ранее и представить себе не мог: от места прощания и до самого кладбища путь траурной процессии был устлан миллионами живых цветов.
Широко, но без помпезности печать, радио и телевидение Казахстана растиражировали некролог о трижды Герое Социалистического Труда. Весь мир узнал о кончине Динмухамеда Кунаева.
Газета «Народный Конгресс» и некоторые другие рядом с его портретом напечатали всего две фразы: «Умер Динмухамед Ахмедович Кунаев. Прощай, Великий Человек», – отметил Михаил Киндалёв.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!