Потери и упущенная выгода составили около 23 млрд тенге, сообщает Vecher.kz, сообщает Vecher.kz.
Итоги аудита эффективности использования бюджетных средств в области Ұлытау за 2022-2023 годы рассмотрены на заседании Высшей аудиторской палаты под председательством Алихана Смаилова.
Новый регион, наряду с областями Абай и Жетісу, был образован указом Главы государства в мае 2022 года для придания нового импульса его экономическому и культурному развитию, а также полной реализации имеющихся производственных и логистических возможностей.
Доходы Ұлытау в 2023 году увеличились в 2,1 раза, составив свыше 169 млрд тенге против порядка 90 млрд тенге в 2022 году. Исполнение доходной части без учета трансфертов и субвенций превысило утвержденный план на 12,5 млрд тенге. Поступления собственных доходов выросли в 3 раза с увеличением их доли в общих доходах области. Это свидетельствует о значительном экономическом потенциале в обеспечении бюджетной самостоятельности от центра.
Вместе с тем государственный аудит, охвативший период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, выявил наличие системных недостатков. В частности, была проанализирована эффективность использования госсредств на реализацию проектов по строительству инженерно-коммунальной инфраструктуры, жилых домов, соцобъектов и т.д.
«Со дня образования области фактически не приняты действенные меры по решению накопленных региональных проблем. В Комплексном плане отсутствуют мероприятия, требующие обновления либо снижения высокого уровня износа имеющихся сетей водоснабжения, канализации и водоотведения. Отмечен низкий уровень строительства новых объектов образования, здравоохранения, культуры, спорта, а также ремонта существующих объектов социальной инфраструктуры», – говорится в аудиторском заключении.
Не принимаются эффективные меры по очистке и сокращению поступлений загрязняющих веществ в Кенгирское водохранилище, являющееся основным источником питьевого водоснабжения городов Жезказган и Сатпаев. Кроме того, при значительном износе сетей централизованного водоотведения, а в отдельных районах их практическом отсутствии, за аудируемый период не были запланированы соответствующие работы. Не предусмотрены меры и по проектированию новых систем водоотведения.
Несмотря на выгодное географическое расположение в центре Казахстана с общими границами с шестью областями, развитие сетей дорог направлено исключительно на Кызылординскую, Карагандинскую и Костанайскую области. При этом на 2022-2023 годы была запланирована реализация только 2 проектов по реконструкции и строительству автодорог областного значения протяженностью 47,5 км, что не позволит в ближайшие годы развивать имеющийся торгово-транспортный потенциал региона.
В области функционируют 50 детсадов на 7,8 тыс. детей. Износ зданий 19 государственных дошкольных организаций составляет более 65%, а трех из них – уже 100%. При наличии недостатка мест акиматом области не приняты должные меры по завершению строительства детских садов по 320 мест каждый в Жезказгане и Сатпаеве. Строительство длится уже от 4 до 10 лет с удорожанием на 14-17%.
Сходные проблемы имеются в сфере здравоохранения, в особенности в сельской местности. Так, в области функционирует 41 объект здравоохранения 1950-2008 годов постройки. Износ зданий 18 из них составляет более 60%. Согласно государственному нормативу, в регионе должны были быть предусмотрены ряд многопрофильных и узкоспециализированных областных центров, больниц, станций скорой помощи и организаций медицинской реабилитации. Однако за аудируемый период данные медучреждения не образованы. При этом отмечен срыв сроков строительства объектов первичной медико-санитарной помощи в рамках пилотного нацпроекта «Модернизация сельского здравоохранения».
В сфере культуры и спорта отмечается превышение нормативных сроков строительства новых объектов. В частности, возведение физкультурно-оздоровительного комплекса в п. Жезды стоимостью свыше 396 млн тенге осуществляется с 2020 года и на момент аудита не завершено. При этом нормативный срок строительства данного объекта – 7 месяцев. То же касается оздоровительного комплекса в п. Атасу стоимостью более 906 млн тенге, который строится с 2022 года при нормативном сроке в 9 месяцев (на момент аудита не завершен). По данным спортивным объектам также приняты невыполненные и несоответствующие ПСД строительные работы на сумму свыше 60 млн тенге.
В целом по итогам аудита установлены:
- финансовые нарушения на 4,1 млрд тенге;
- неэффективное планирование бюджетных средств на 1,7 млрд тенге;
- неэффективное использование бюджетных средств и активов на 7,8 млрд тенге;
- потери и упущенная выгода на 22,8 млрд тенге;
- 12 системных недостатка и 203 нарушения процедурного характера.
Для устранения системных недостатков и издержек ВАП РК даны соответствующие рекомендации и поручения министерствам национальной экономики, транспорта и сельского хозяйства, акиму области Ұлытау, акимам Жанааркинского района и района Ұлытау, городов Жезказган и Сатпаев, а также иным организациям.
«Этот аудит был проведен по поручению Главы государства, чтобы выявить проблемные вопросы во вновь образованных областях. Это нужно, чтобы помочь дальнейшему развитию данных регионов. Поэтому акимат и центральные госорганы должны принять практические меры для устранения всех нарушений», – сказал Алихан Смаилов.
В рамках заседания на вопросы председателя и других членов Высшей аудиторской палаты ответили аким области Берик Абдыгалиулы, аким Жезказгана Кайрат Шайжанов, и.о. акима Сатпаева Алмат Саухимов, аким района Ұлытау Аманжол Мырзабеков и заместитель акима Жанааркинского района Мурат Ибраев.