В 2015 году по инициативе казахстанского композитора Санжара Байтерекова группа единомышленников создала ансамбль современной музыки «Игеру» – с казахского переводится как «осваивать», «овладевать», «пускать в дело», то есть организаторы ансамбля этим названием хотели подчеркнуть, что именно они будут первопроходцами на непаханом поле современной музыки – как отечественной, так и мировой. Ансамбль сотрудничает с ведущими композиторами разных стран, а его концертные программы насчитывают более 50 казахстанских и 30 мировых премьер.
Казахский народный инструмент кыл-кобыз вдохновил шотландского композитора Клэр Джонстон на создание произведения Call of the Mountains, которое она написала специально для ансамбля «Игеру». Для произведения характерно звучание не только классических акустических и цифровых инструментов, но и кыл-кобыза. Это произведение стало важным номером концерта на фестивале в столице Шотландии, который традиционно проводится в августе на протяжении трех недель и собирает около двух миллионов зрителей. Это масштабное событие включает в себя театральные, музыкальные, танцевальные выступления от лучших исполнителей по всему миру.
Казахстан на Edinburgh Festival Fringe был представлен впервые.
Накануне выступления казахстанского ансамбля композитор Клэр Джонстон говорила:
– Работать со столь увлеченными музыкантами, которые готовы экспериментировать с совершенно другим музыкальным стилем и привносить в него свой собственный творческий потенциал, было захватывающим и ценным опытом для обеих сторон. Тем более в процесс были включены не только классические инструменты и тембры, но и традиционные, насчитывающие сотни лет. Я рада, что вместе с «Игеру» мы донесем звучание казахских народных инструментов до британской аудитории, особенно в Шотландии, где существует большая страсть к традиционной музыке.
Концерт состоялся на престижной сцене Queen’s Hall. Ансамбль исполнил произведения казахстанских композиторов, а также несколько композиций зарубежных авторов. В Эдинбурге впервые прозвучали «Қаракемер» Куата Шильдебаева и My respect to you, Mr. Tattimbet Артыка Токсанбаева.
После концерта музыковед и культурный антрополог, доктор Кембриджского мусульманского колледжа, приглашенный профессор Карлов Университета (Прага) Разия Султанова отметила:
– Хочу поздравить моих дорогих казахстанских коллег с невероятным успехом, прекрасным выступлением, которое надолго останется в памяти слушателей знаменитого Эдинбургского фестиваля. Дело в том, что этот фестиваль по своему масштабу сравнивают с Олимпийскими играми, так что можете представить, какой невероятной популярностью пользуется Edinburgh Festival Fringe, и видеть здесь группу из Казахстана, которая выступила с высочайшим профессиональным мастерством и показала произведения казахских, киргизских, европейских и американских композиторов, было невероятно интересно.
В рамках поездки также состоялось выступление в стенах ведущей инклюзивной художественной организации Шотландии – Drake Music Scotland, предоставляющей возможности для музыкантов и композиторов с особыми потребностями. Казахстанские артисты провели мастер-класс для шотландских коллег и познакомили их с кыл-кобызом, его возможностями.
Своими впечатлениями от всего увиденного с «Вечёркой» поделился художественный руководитель ансамбля «Игеру», композитор Санжар Байтереков, отметивший, что прошедший концерт стал для коллектива колоссальным опытом.
– В пьесе Клэр некоторые партии записаны свободно, то есть в ней очень много импровизации, – сообщил Санжар Байтереков. – Для нас на самом деле за все эти восемь лет такого рода музыка, где нужно было много импровизировать, стала первым серьезным вызовом и опытом. Пьеса Клэр была, пожалуй, сложной на первоначальном этапе, когда мы получили ноты, и было очень много непонятных для нас мест, требующих пояснений от композитора. И каждая репетиция все время дополнялась, каждый повтор этой пьесы был уникален, потому что многие вещи, которые мы играли, не были зафиксированы в нотах. В конечном итоге после серии репетиций мы в целом поняли идею Клэр и смогли реализовать на концерте сполна все, что она хотела выразить.
Худрук ансамбля считает, что блок представленной на концерте среднеазиатской музыки, в особенности произведения Артыка Токсанбаева и Куата Шильдебаева, квартет Баласагына Мусаева, очень сильно поразили слушателей.
– Мы получали исключительно положительные отзывы, даже от директора концертного зала, который пришел к нам выразить свое удивление и восторг от того, насколько красивую и технически сложную музыку пишут наши композиторы, и насколько высокий уровень исполнительского мастерства у наших ребят, – рассказывает Санжар Байтереков. – Помимо среднеазиатского блока мы сыграли произведения американского постминималиста Дэвида Лэнга, «Технопарад» Гийома Конессона, и в целом мне показалось, что наша программа была очень сбалансирована, каждая пьеса дополняла друг друга и раскрывала потенциал музыкантов. Я уверен, что подобная коллаборация послужит хорошим примером и для других коллективов, не только для «Игеру».
Автор Индира САТБАЕВА
Статья опубликована в №104 от 02.09.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Музыкальная целина»