Реформа в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обозначенная указом Президента Республики Казахстан, медленно, но верно начинает претворяться в жизнь.
В Алматы, несмотря на противодействие определенных председателей старой системы управления, не заинтересованных в реформировании ЖКХ, на сегодняшний день органами юстиции зарегистрировано более 200 ОСИ и ПТ – объединений собственников квартир и простых товариществ. Из них, опять же, вопреки откровенному саботажу на местах, около ста ПТ и чуть более 60 ОСИ все же начали свою работу по управлению МЖД.
Ясно как божий день, что многие домоуправы от КСК не спешат отказаться от многолетней кормушки, порожденной нашей бесконтрольностью.
К счастью, в стране и более всего в Алматы есть среди оставшихся у руля председателей правлений кооперативов собственников квартир те, кто воспринял и реформу, и президентский призыв в кратчайшие сроки запустить реформу по рельсам. Одна из таких управляющих – председатель ПК «Ильичевский», что в Бостандыкском районе Алматы, Гулим Жиренбаева.
Она сама первой пошла в народ и разъяснила суть обновленного Закона, организовала собрания и готовит документы на регистрацию каждого дома как ОСИ. При этом квартировладельцы в каждом конкретном случае просили ее остаться в управлении именно их домом, в крайнем случае взять многоэтажку, а вернее оставить дом на сервисном обслуживании созданной Жиренбаевой аварийной службой.
Почему? Да потому что, как известно, от добра добра не ищут, и подопечные Гулим ориентированы и дальше работать с этим специалистом, зарекомендовавшим себя самым достойным образом.
«Судьба занесла меня в КСК»
Более десяти последних лет Гулим Жиренбаева – председатель ПК «Ильичевский», на обслуживании которого находится два десятка многоэтажек в алматинских Орбитах. Кооператив числится одним из самых передовых в Бостандыкском районе. Обслуживаемая площадь в 1447 квартирах – более 76 тысяч квадратных метров!
Когда настало время выбирать профессию, вопреки желанию стать врачом, пришлось поступать не в медицинский, а в энергоинститут. После его окончания в 1999 году стала работать по специальности – электриком и наладчиком КИПиА на мельнице. По своей природе Гулим – человек неуспокоенный и любознательный – получила второе образование – бакалавр по специальности «физик-информатик». Затем закончила курсы бухгалтеров, тут-то судьба и занесла ее в КСК.
Мужская работа?
В 2008 году Гулим пришла на работу в алматинский кооператив собственников квартир по новой специальности – бухгалтер. Как человек в высшей степени организованный, вникла во все аспекты деятельности кооператива. Иной раз ей приходилось, наряду с бухгалтерией, выполнять и обязанности техника и инженера.
– Причем, мне это было не в тягость, а напротив, интересно – общение с людьми, тонкости незнакомой работы, новые знания, вспоминает начальный период работы Гулим. – В итоге, когда в 2011 году председатель КСК решила уволиться, люди неожиданно предложили на эту должность меня. Я не отказалась и ни разу с тех пор не пожалела.
– Содержание жилого фонда (между прочим, стратегического фонда государства), капитальный и текущий ремонт, подготовка к отопительному сезону и пр., скорее, мужская работа. Чем же интересно все это для женщины, задаю вопрос безусловному профессионалу в сфере ЖКХ и одному из лучших домоуправов города.
– Для меня дома, как люди – со своими характерами и недугами. Когда вижу любой, даже чужой дом, сразу ставлю ему диагноз, вижу примерные объемы работ: планирую, что бы сделала в первую очередь, что – во вторую. Мне так и хочется подлечить его, привести в порядок. Мною в работе востребованы абсолютно все полученные знания – и энергетика, и физика-информатика, и бухучет, и трудовой опыт.
Каждое рабочее утро Гулим Жиренбаевой начинается со звонка в аварийную службу и с доклада, как прошла ночь, ведь на обслуживании ПК «Ильичевский» многоэтажки, в основном панельки 1973 года постройки. Почти полвека для дома – срок солидный. По людским меркам, это как пожилой человек, которому еще жить, да жить, но необходимо постоянное внимание, профилактика.
Не останавливаться на достигнутом
Настоящий профессионал никогда не останавливается на достигнутом.
Нашей героине хотелось бы дополнительно получить образование и по строительной специальности. Дома ветшают, а их ремонт нельзя пускать на самотек, слепо доверять подрядчикам.
Каждый гвоздь, каждый отремонтированный участок стены или кровли, каждый метр трубы, кабеля Гулим привыкла рассчитывать и проверять сама. Ведь под актом выполненных работ стоит ее подпись.
– Значит, и спрос с меня. Как смотреть людям в глаза, если что-то упущу, если из их карманов будет оплачен откровенный брак, если подрядчики сделают не так, как положено по строительным нормативам? Приходится постоянно изучать рынок, новые технологии.
Вот такая планка задана самой себе этой женщиной. Но наверняка, не все и не всегда так гладко, ведь работа домоуправа – это, прежде всего, общение с людьми, а среди них всякие встречаются.
– Как врач не имеет права обижаться на больного, так и я не могу включать свои амбиции, переходить на личности, обижаться на людей. Как и во врачебном ремесле, здесь слово лечит, а неосторожное высказывание, отсутствие такта и выдержки могут испортить доверительные отношения с людьми, а это самое ценное, – размышляет о тонкостях своего дела Гулим. – Так что приходится проявлять терпение.
Главное, по ее убеждению, это слушать и слышать людей, уметь объяснять сложное терпеливо и доходчиво.
– Существуют трудности и с должниками, и с арендаторами, и с владельцами нежилых помещений. Не все и не всегда понимают свою ответственность за общий дом. Приходится терпеливо работать с людьми в этом плане. И результаты есть. Несколько лет назад я убедила жителей оснастить все дома приборами учета тепла. Мы участвуем и в государственной Программе модернизации жилья, – по-другому сложно капитально отремонтировать, к примеру, протекающие крыши. Но контроль за всеми этими работами – непосредственно на руководителе.
Жильцы, видя такое неравнодушие к их нуждам, помогают, как могут – кто посоветует что-то, кто слово доброе скажет, а кто и горячими пирожками угостит своего домоуправа. По словам Гулим, благодарность людей – высшая для нее награда, она помогает и мотивирует работать лучше. По мнению одного из жильцов дома № 17а Кайрата Умирова, Гулим – человек уникальный хотя бы потому, что умеет слышать людей, относится к ним так, будто все подопечные – родные люди. Отсюда и такие теплые отношения.
«Радует, когда могу помочь»
– А как ваши домочадцы относятся к такой хлопотной работе? Ведь она почти круглосуточная?
– Мама Нурипа-апай на пенсии, живет со мной, помогает в ведении домашнего хозяйства, хотя возраст берет свое, и ей требуется все больше внимания. Сын Саги, студент АГУ имени Абая, поддерживает меня во всем. Прошлым летом во время карантина была проблема с дворниками, так сын, не раздумывая, вместе со мной взял в руки метлу.
Председатель КСК с метлой в руках? Верится с трудом, ведь в основной своей массе домоуправы – этакие небожители, к которым жильцам и на прием-то попасть трудно. Но наша героиня не видит ничего зазорного в труде дворника.
«Мы не собираемся ее отпускать!»
Честно говоря, сегодня не часто встретишь такое отношение к работе в сфере ЖКХ. Шквал жалоб на работу КСК логично привел к тому, что Президентом были внесены поправки в жилищное законодательство, и жители многоэтажек теперь получили возможность организовать в каждом доме объединения собственников квартир. Во многих случаях ОСИ – единственная возможность избавиться от домоуправа. И скоро КСК не станет.
Но как же Гулим Жиренбаева и сотни таких же как она профессионалов, честно отрабатывающих людское доверие и деньги? Что же – останется без работы?
– А мы не собираемся ее отпускать! – поделился планами жилец одного из подопечных домов № 31 Токтасын Таукебаев. – Семь домов уже зарегистрировали ОСИ и после улаживания всех формальностей собираются заключить договоры на управление с Гулим. Сами останемся в статусе общественников, как и раньше будем ей помогать. Мы уже поняли, что в тех домах, где больше инициативных жильцов, где налажена обратная связь с управляющим, дела идут лучше. Я всегда говорю соседям: «Хотите жить хорошо? Давайте работать вместе!» Наше сообщество – как отражение проблем в стране, модель государства, только у нас принцип «слышащего государства» уже действует.
А жительница дома № 29а Татьяна Касаткина добавляет, что такую репутацию, как у их домоуправа, не купишь:
– Все у нас уважают Гулим Рахимжановну. Мы только ради того чтобы не расставаться с этим человеком избрали совет дома и сейчас регистрируем ОСИ. Вообще, надо учредить премию на лучшего домоуправа. Не только я считаю, наша Гулим – первая в Алматы на награждение в этом списке!
Честь дороже выгоды
И все же, почему бы не работать вполсилы, где-то поступиться качеством?
– Я не могу и не умею работать вполсилы, – делится сокровенным Гулим. – Как я потом посмотрю людям в глаза? Какой пример подам своему сыну? Это все равно, что пройти мимо нуждающегося в помощи человека. Чем так работать, лучше уйти. Нечестно заработанное все равно не принесет добра ни тебе, ни твоим близким. Работа, несмотря на сложности, идет, с жителями в постоянном контакте, потихоньку идет регистрация ОСИ. Как любит повторять сын, жизнь, как езда на велосипеде, – если трудно, значит ты на подъеме. Работы – непочатый край.
Ко всему сказанному добавим, что Гулим Жиренбаева за свой труд на коммунальной ниве неоднократно отмечалась почетными грамотами Министра энергетики Республики Казахстан, акимата, партии «Нур Отан». От желающих пойти к ней в управление отбоя нет. И это – лучшее доказательство состоятельности в своей профессии.