Сегодня в Алматы состоялась презентация мастер-плана транспортного каркаса города до 2030 года, разработанного по поручению акима мегаполиса Ерболата Досаева. По словам разработчиков из НИИ «Алматыгенплан», транспортный каркас предполагает формирование 5 новых полицентров, объединенных сетью общественного транспорта.
На границах города будут построены три больших транспортно-пересадочных узла: ТПУ «Барлык», ТПУ «Восточный» на Кульджинском тракте и ТПУ «Север» в районе Гейт-Сити. Это позволит жителям, приезжающим из области, оставлять свои автомобили на специальных перехватывающих парковках и воспользоваться общественным транспортом, значительно снизив нагрузку на дороги города.
Полицентры – это центры общественной и деловой активности, куда будут стремиться как алматинцы, так и гости столицы, представители бизнеса.
Согласно «Программе развития города Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года», мегаполис в течение двух лет будет поделен на пять специальных зон. Это «Северный» - территория, прилегающая к железнодорожной станции Алматы-1. В этом полицентре будет активно развиваться сфера услуг, в застройках первые этажи будут переданы в аренду малому бизнесу, улицы сделают более плотными, построят скверы, оборудуют места отдыха вдоль БАКа, на территории бывшего «Зеленстроя», рощи Баума. Следующая зона – полицентр «Западный», будет расположен в районе нового железнодорожного вокзала Алматы-3 и транспортного хаба в пос. Боралдай. Здесь будет проведена вся необходимая инфраструктура, в том числе вокруг этнографического парка «Сакские курганы».
Планируется построить линейный рекреационный парк площадью 90 га, новый многопрофильный больничный комплекс, центр настольного тенниса и другое. «Юго-западный» полицентр – в районе пр. Райымбека и пробиваемой улицы Алатау. В этом месте разместятся мини-промышленные парки, объекты торговли и логистики, административно-деловые центры. «Исторический центр» - часть Медеуского района, «золотой квадрат» в границах улиц Байтурсынова – проспект Абая – Зенкова – Жибек Жолы. Здесь не будет промышленных предприятий, а здания историко-культурной значимости будут отреставрированы. В целом продолжится благоустройство данного полицентра, появится больше велополос и велодорожек, много парковочных мест и т. д. И, наконец, пятая зона – полицентр «Восточные ворота». Это район Талгарского и Кульджинского трактов. Здесь расположится логистический хаб Алматы, будут построены станция LRT (надземное метро), линия BRT (скоростной автобусный транспорт).