В этом году Казахскому радио исполняется 100 лет.
Самая первая радиостанция в истории страны была создана по решению Совета министров Казахской АССР в 1921 году. С тех пор Казахское радио бесперебойно выходит в эфир.
Главная задача
На протяжении целого века национальный вещатель четко следует своей главной задаче – оперативно передавать новости о важных отечественных и международных событиях, знакомить слушателей с высокими образцами казахстанской культуры.
Ветераны журналистики говорят, что, изучая летопись радио, можно проследить историю страны. Радиостанция начинала вещать из первой столицы республики – Оренбурга, затем вместе с переводом столицы в Кзыл-Орду обустроилась на берегах Сырдарьи. Самый продолжительный период в истории радиовещания связан с Алма-Атой, куда редакция переехала в 1931 году. Сегодня Казахское радио вещает из главного города современного Казахстана – Нур-Султана.
Гаухар Ержанова – ветеран эфира. Она пришла на радио во второй половине 1960-х и застала корифеев, стоявших у истоков радиовещания, которые выходили в эфир в суровые годы войны.
– В ту пору казахское радио уже было коллективом с богатой историей. Почти за 50 лет своего существования вместе со всем народом радийщики преодолевали последствия голода 1920-х, развивали республику в период индустриализации, боролись с фашизмом в годы войны, – рассказывает Гаухар Ержанова.
Искусство в массы
Одним из самых значительных событий довоенного времени стало освещение Первой декады казахской литературы и искусства в Москве. Тогда республиканское радио транслировало передачи из крупнейших концертных залов Москвы, где выступали Куляш Байсеитова, Манарбек Ержанов и другие артисты, ставшие впоследствии символами казахстанского искусства. Радио сообщало о том, что на сцене главного театра страны с большим успехом прошла премьера музыкально-драматического спектакля «Кыз Жибек», созданного композитором Евгением Брусиловским на основе народных музыкальных мотивов. К слову, после успеха на декаде композитор доработал произведение, и «Кыз Жибек» стала первой казахской оперой – ее премьеру также освещало Казахское радио.
Фронтовые сводки
Суровым испытанием стали годы войны. Тогда радио стало одним из главных очагов духовного противостояния врагу. В городах и аулах люди приникали к радиоприемникам, чтобы услышать фронтовые сводки.
В тот период директором республиканского радиокомитета был Омаргазы Оспанов.
– В военные годы среди работников радио было много подростков. Омаргазы Оспанов не критиковал их работу, он лишь следил за тем, чтобы они сносно питались и тепло одевались в холода, помогал им с продуктовыми карточками и одеждой, – продолжила ветеран радио.
В числе работавших на радио фронтовиков был Ануарбек Байжанбаев. Окончив институт журналистики, он влился в коллектив в 1944 году. Если символом радиоэфира военного времени в СССР является Юрий Левитан, то в Казахстане таким символом в конце войны стал Ануарбек Байжанбаев.
– Когда я пришла на радио, Ануарбек Ныгметжанович был уже уважаемым ведущим и как опытный диктор начинал работу на телевидении, делающем тогда первые шаги. Я помню, как он тщательно готовился к каждому эфиру, настраивал свой голос, совсем как оперный певец перед выходом на сцену. И благодаря такому профессиональному подходу в эфире все шло четко, без заминок, – продолжила Гаухар Ержанова.
Оттепель
В 60–70-х в коллектив пришло много творческой молодежи. На волне настроений, которые принесла хрущовская оттепель, они искали новые формы подачи материала, были очень инициативными и, как сейчас бы сказали, креативными.
В числе тех, кто выходил в эфир вместе с корифеями, были спортивный журналист Диас Омаров, будущий народный артист СССР баритон Ермек Серкебаев.
Диас Омаров стал сотрудничать с прессой еще во время своей футбольной карьеры. В 1960-х он играл за «Кайрат», параллельно учился на журфаке и писал отчеты в газеты обо всех кайратовских поездках. Как вспоминают ветераны радио, в своих комментариях со спортивных событий он нередко делал отступления, знакомил с историей разных видов спорта. И слушать его было не только интересно, но и приятно – многим запомнился его мягкий голос.
Чарующий бархатный тембр отличал голос в эфире Ермека Серкебаева, его дикторское мастерство называли высокохудожественным.
– Примерно в тот период у нас сложилась современная система работы, появились авторские передачи. Но от всех, будь то дикторы или авторы-журналисты, требовали четкого произношения в эфире, правильных ударений, точности в цифрах и фактах. Каждая ошибка или оговорка подробно разбиралась. По графику каждую неделю назначался дежурный обозреватель, внимательно слушал все главные программы недели и на планерке в понедельник делал подробный анализ – что удалось, а что нет, – рассказала Гаухар Ержанова.
Золотые голоса
Сама Гаухар Манарбековна вела программы музыкальной редакции, возглавляла отдел «Алтын қор».
– Отдел вел большую исследовательскую работу. Нашей задачей было собирать «золотые голоса» и транслировать их в эфире. Мы сотрудничали с театрами, филармониями, разными музыкальными коллективами. В итоге была собрана внушительная коллекция голосов – от корифеев до современных народных и классических исполнителей. Ни один концерт по заявкам не обходился без звучания «золотых» голосов. К нам приходило множество писем со всей республики, из самых отдаленных ее уголков – люди писали, что музыка, которая звучит в нашем эфире, помогает им жить и работать, – вспоминает Гаухар Ержанова.
Об атмосфере, царившей на радио, вспоминает Райхан Оразбакова, проработавшая редактором 35 лет:
– Придя на радио, я влилась в коллектив единомышленников, людей, находящихся в постоянном творческом поиске. Здесь было очень сильно чувство товарищества, у нас работали подлинные интеллигенты, очень образованные люди, интеллектуалы, и молодежь, придя в коллектив, старалась соответствовать этим высоким требованиям. Мне посчастливилось сотрудничать с блестящими профессионалами, в их числе дикторы Сауык Жаканова, Сара Омарходжаева, работающий и по сей день Аманжан Сериков и другие мастера. Все это, по определению Райхан Оразбаковой, «золотые голоса Казахстана».
Радикальные перемены
В начале 90-х организовался международный музыкальный фестиваль «Азия Дауысы», который проводился на Медеу. Райхан Толегеновна вспоминает, как порой тяжело было носить магнитофоны, оборудование весом по пять-шесть килограммов, но энтузиазм, стремление творчески работать перекрывали все неудобства.
Девяностые принесли радикальные перемены на радио, от него потребовались динамизм, круглосуточный эфир.
– В то время, – вспоминает Гаухар Ержанова, – звучало много современной музыки, появилась новая профессия – диджей.
Бывало, они работали по нескольку суток, чтобы обеспечить бесперебойный круглосуточный эфир. Методом проб и ошибок мы искали новые формы работы.
В 2000-х стали возвращаться к опыту корифеев и объединять традиции. Радио начало вещание в интернете.
Начиная с 1 октября 2012 года вещание ведется из нового медиацентра «Қазмедиа орталығы» в столице.
В эфир выходит 60 радиопередач – новостные, аналитические, образовательные программы, классическая и народная музыка. К слову, сегодня «Золотой фонд» казахского радио содержит более 100 000 фонограмм, собранных с 1948 года. Более 300 из них – музыкальные рукописи.
В «Қазақ радиолары» подчеркивают, что современное Казахское радио – это СМИ, работающее на благо страны!