Он жил в период правления хана Аблая и его называли вещим певцом – известно, что он предсказал сон Аблая и его жизнь.
Родился в урочище Елибай вблизи Бухары, жил в местности Далба нынешнего Баянаульского района Павлодарской области, где и умер. О его рождении гласит предание, когда у батыра Калкамана, возглавлявшего 90-тысячное войско Таукехана, родился сын, он обратился к старейшине биев святому Анет баба, и попросил у него бата. Анет баба благословил его сына словами: «Пусть имя тебе будет Бухар! Пусть скакунтулпар будет под тобой! Пусть голос твой будет звонким! Пусть народ будет доволен делами твоими!» По древней тюркской традиции мудрец нарек младенца Бухаром по названию местности, где он родился. Слова-эпитеты в благословении впоследствии сбылись – он стал знаменитым звонкоголосым жырау, оратором, батыром, бием Тауке-хана, главным советником хана Среднего жуза Аблая. Получил мусульманское образование в Бухаре и Дамаске (Сирия).
Он был знатоком правовых норм того периода, мусульманского вероучения, хорошо знал древнее народное творчество, нравы и обычаи народа. Его считали устами Аблай-хана. Это певец ханской ставки, и в своих философских песнях-толгау (размышления) наставлял придворных, представителей народа, давал советы ханам и батырам, освещал различные события – участие в походах, разбирательство распрей, восхваление подвигов батыров и верных сподвижников хана, порицал неблаговидные поступки отдельных людей и даже самого хана, на что не отваживались другие певцы. Он предостерегал хана от гибельного для Степи наплыва китайско-джунгарских полчищ и предлагал для благополучия казахов и сохранения трех жузов в единстве иметь дружественные связи с Россией, что впоследствии и подтвердила история.
С одной стороны – это песни-импровизации, с другой – образцы устного народного творчества. Литературовед Мухамеджан Каратаев писал о нем: «Знаменитый златоуст 40–70-х годов XVIII века слагал песни, которые являлись рифмованными стихами. Сохранившиеся в народной памяти песни Бухара (например, «Благопожелание», «Ай, Аблай» и др.) рифмованы».
Он не раз пел, что Аблай своим возвышением обязан народу, воинам: «Когда добрый народ за тебя встал, бывший раб, что отца не знал, неожиданно беком стал». Как и многие жырау и акыны, он воспевал в своих песнях Аблая, но помимо защиты и восхваления, часто высказывал грозному и строптивому хану то, о чем не могли сказать другие, – бичевал недостатки, мог позволить себе открыто высказать недовольство его действиями, сеющими зло.
Когда после тяжелой болезни Аблай умер под Ташкентом осенью 1780 года и был с почестями похоронен в Туркестане в мавзолее Ходжи Ахмета Ясави, Бухар-жырау, оплакивая его смерть, сложил песню-причитание по умершему Аблаю, в которой есть строки: «Ангел счастья вознес его славу над народом», «Ты многочисленных калмыков подчиняться себе заставлял», «И надо всей огромной степью дух твой грозой бушевал» и др.
Один из вариантов плача-причитания был найден в рукописных архивах Чокана Валиханова и датируется 1855 годом. Еще один вариант был записан отцом академика Каныша Сатпаева – Имантаем Сатпаевым в 1880 году в исполнении потомка Бухаржырау баянаульского певца Куреке для друга Валиханова Потанина (хранится в архивах СанктПетербурга).
Стихи его поучительны, назидательны. В песнях он призывал к единению народа, сплоченности. Отдельные его мысли из песен-импровизаций возведены в ранг афоризмов и крылатых слов: «Хан будет хорош, когда сведет в семью единую свой народ», «Когда родится хороший жигит, не менее хана он знаменит», «Белокрылый беркут снизит полет, если усталость к нему придет», «Сверкающий красками цветок сухой соломой станет в свой срок» и др.
Его произведения были опубликованы в журнале «Заря» в 1925 году. Первым его биографом стал Машхур Жусуп Копеев (1857/58–1931) – поэт, этнограф, историк. К изучению творчества Бухара-жырау приступили в 1960-х годах. О нем слагали песни, стихи, упоминали в айтысах, написаны книги и созданы фильмы.
Умбетей Тлеуулы (1697–1786) – летописец-жырау, поэт, кобызист, сказитель казахского героического эпоса, создал толгау о жизни Бухаражырау. В нем немало исторических сведений, связанных с борьбой за независимость народа, о несправедливости отдельных ханов и султанов, об общественной деятельности Бухаражырау, его семье и, в частности, осуждение неправедных поступков его старших братьев – Боке и Жаугашара.
Старец Жамбыл в автобиографической поэме «Моя жизнь» пел о своей мечте – достичь таких же высот в поэзии, как акын-жырау: «Я в сердце лелеял мечту, я хотел, чтоб голос мой звонче Бухара звенел».
Мухтар Магауин написал книгу «Кобыз и копье» (1970) о казахских акынах и жырау XV–XVIII веков. Создан фильм «Көмекей әулие» («Святая гортань»). Образ Бухаражырау выведен и в опере Еркегали Рахмадиева «Абылай».
Образ жырау и его стихи даны в трилогии Ильяса Есенберлина «Кочевники». Во втором томе узнаем, что столетний старец-жырау находился рядом с умирающим Аблай-ханом, слышал его предсмертные рассуждения, в которых хан с горечью говорил о славе и власти, к которым порой ведет и кровавый путь, и избежать этого не всегда возможно. Но самое главное – «вещий жырау», как его называл Аблай, услышал заветы великого хана, которые он должен был донести до своего народа. Первое – единство народа, второе – иметь опору в русском народе, чтобы «не приближать китайского дракона» (за это он воевал полвека). Есенберлин пишет: «…На следующее утро после похорон Аблая он сел на коня. Как и в молодости, никто не сопровождал его, ибо родная степь – дом жырау. Столетний старец сидел в седле, как всегда прямо…».
Поэтическое творчество Бухаражырау отмечено высоким мастерством и является своеобразной летописью событий тех лет в истории народа. Он оставил заметный след в истории, культуре и устном поэтическом творчестве казахов.
Авторы Фатима ОРАЗБЕКОВА, педагог-ветеран, член Союза журналистов Арман ШАУХАНОВ, кандидат педагогических наук
Статья опубликована в №140 от 23.11.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Вещий певец»