Амангельды Удербайулы Иманов (1873–1919) вошел в историю Казахстана как народный батыр, стоявший во главе Тургайского очага национально-освободительного восстания казахского народа в 1916 году, направленного против колониального ига царизма, герой Гражданской войны в Казахстане.
Его дед Иман был одним из сподвижников Кенесары Касымова, возглавившего национально-освободительное движение казахов в 1837–1847 годах.
Образ военного комиссара Тургая, главнокомандующего повстанцев Амангельды Иманова отражен в изобразительном искусстве, музыке, театральных постановках и кинофильмах, а также в народном фольклоре.
Одним из первых монументальных памятников бывшей столицы Алма-Аты стала конная статуя Амангельды. Авторы – московский скульптор Хасбулат Аскар-Сарыджа (1900–1982), заслуженный деятель искусств Казахской ССР (1961), народный художник Дагестанской АССР и архитектор Толеу Басенов. Памятник отлит из бронзы, постамент выполнен из серого гранита техникой мелкой бучарды с орнаментом, высота его шесть метров – гармоничная композиция, четкий силуэт всадника-полководца с волевым лицом.
Статуя установлена в 1947 году в одном из живописных скверов на проспекте Абылай хана напротив здания Казахского академического театра для детей и юношества имени Г. Мусрепова. На торжественном открытии памятника присутствовал Алиби Джангильдин, участник борьбы за установление советской власти в Казахстане, вместе с Амангельды освобождавший Тургай.
Первый профессиональный скульптор-казах народный художник Хакимжан Наурызбаев (1925–2009), автор знаменитых монументальных памятников Абаю, Чокану Валиханову, Жамбылу и др., выполнил исторический портрет «Амангельды Иманов» (1958) в камне, передав сложную психологическую характеристику, – батыр о чем-то сосредоточенно думает. Он изображен с усами и в зимней национальной шапке-малахае. Наурызбаев, будучи сам родом из костанайских степей, скрупулезно подошел к созданию образа легендарного земляка, учитывая документальные данные и воспоминания людей, знавших и видевших его.
Талантливый скульптор-монументалист второй половины ХХ века Тулеген Досмагамбетов (1940–2001) изваял портрет Амангельды Иманова (размеры 33х22х26) в 1966 году из гранита – волевое мужественное лицо, батыр изображен без головного убора с небольшой бородкой. Этот портрет стал дипломной темой Досмагамбетова, выпускника Ленинградского института живописи, ваяния и архитектуры им. И.Е. Репина. Сейчас бюст находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. Кастеева.
В первой половине ХХ века в творчестве большинства художников Казахстана значительное место занимала историко-революционная тема. Образ Амангельды также не обойден вниманием художников. Одним из первых в 1930-х годах образ батыра запечатлел на полотне художник Александр Риттих.
Старейшина казахстанской живописи Абильхан Кастеев (1904–1973) создал несколько полотен, увековечив образ народного батыра. В 1939 году написал батальную композицию «Бой Амангельды в 1916 году»/«Атака Амангельды», в которой передал экспрессию мчащейся по степи красной конницы, атакующей врага под руководством Амангельды. В 1940 году создает знаменитый портрет Амангельды (в разных источниках указаны 1941, 1950 годы). Полководец изображен в боевом снаряжении, сидящим на фоне широкой степи, где расположились его отряды. Просматривается спокойная сосредоточенность на лице, достоинство и уверенность в своих решениях и действиях. Убедительный образ воссоздан художником по рассказам соратников и родственников героя, так как отсутствовали фотографии и другие изобразительные материалы. Словесный портрет Амангельды передал полное сходство с его внешностью, о чем свидетельствовали лично знавшие батыра люди.
В 1944 году за создание портрета Амангельды и другие творческие достижения в изобразительном искусстве Кастееву было присвоено звание народного художника Казахстана. В 1941 году художник написал картину «Тургайский поход».
Одной из ярких картин батального жанра является «Сарбазы Амангельды», созданная в 1970 году. Многочисленная конница движется по степи, возглавляемая командиром, его соратниками и знаменосцем.
Народный художник Казахстана, ученый-исследователь, кандидат искусствоведения Нагим-Бек Нурмухаммедов (1924–1986) написал три картины: «Атака Амангельды» (1951); «Конный портрет Амангельды» (1952); «Амангельды Иманов в бою» (1973). Все они написаны на холсте маслом.
Канафия/Мухамедханафия Тельжанов (настоящая фамилия Канапия Жакыпов, 1927–2013), народный художник СССР (1978), народный художник Казахстана (1963) создавал картины в героико-историческом жанре, среди которых выделяется «Красная конница Амангельды» (1953). Это дипломная работа выпускника Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Впоследствии за работы батального жанра Тельжанов получил серебряную медаль имени М.Б. Грекова, знаменитого художника батальных сцен времен Гражданской войны.
В целом художникам Казахстана удалось создать монументальный образ мужественного, решительного боевого руководителя и народного батыра.
Статья опубликована в №64 от 25.05.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Монументальная доблесть»
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!