Творчество и личность Джамбула служили источником вдохновения для корифеев изобразительного искусства Казахстана.
К образу знаменитого казахского акына обращались в разное время художники и скульпторы, чьи произведения составили золотой фонд нашего искусства. Среди них Абылхан Кастеев, Александр Риттих, Хакимжан Наурызбаев, Исаак Иткинд и другие мастера. Они творили не с натуры – Джамбул не позировал. Тем не менее художники стремились создать живой образ. Почти всегда живописцы и скульпторы изображали виртуоза-импровизатора с домброй, которую Джамбул считал продолжением своей души.
Главный герой
Выпускнику Мюнхенской академии живописи, одному из основоположников школы живописи Казахстана Александру Риттиху (1888–1945) довелось видеться с акыном во время недельной поездки на поезде: Джамбул и Риттих были участниками Первой декады казахской литературы и искусства, которая проходила в Москве в 1936 году. Как вспоминал в своей книге «На всю жизнь» народный артист Казахстана Канабек Байсеитов, Джамбул был главным героем всей делегации. Девяностолетний акын не расставался с домброй, импровизировал, общался с коллегами по творческому цеху, из уст акына звучали простые, но берущие за душу жизненные истории. Риттих зафиксировал их в своей памяти и позже перенес на холст. Выполненный маслом портрет Джамбула Риттих представил в 1938 году.
По словам искусствоведа Государственного музея искусств имени Абылхана Кастеева Самал Мамытовой, в портрете акына художник продолжил лучшие традиции европейской живописи с ее почти иллюзорной передачей фактуры предметов, пространственной глубины и продуманностью композиционного решения.
Живая легенда
Образ Джамбула вдохновлял и основоположника казахского изобразительного искусства Абылхана Кастеева (1904–1973). В творчестве живописца тема народных героев была одной из центральных. К созданию работ художник подходил тщательно, изучал биографию человека, стараясь почувствовать образ. В 1930-е годы – период творческого становления художника – акын уже был живой легендой. Несмотря на свой преклонный возраст, аксакал много выступал, часто встречался с молодежью.
Кастеев запечатлел Джамбула в 1937 году. Так же, как и Риттих, он создал портрет народного импровизатора еще при его жизни.
«Портрет Джамбула» помимо изображенной натуры передает, по мнению искусствоведа, характер самого художника, его верность культуре, истории и традициям своего народа.
Легендарные образы
В отличие от предыдущих работ, созданных при жизни Джамбула, полотно «Джамбул и Дина Нурпеисова» народного художника Казахстана Абрама Черкасского (1886–1968) было написано в послевоенном 1946 году, когда акына уже не было в живых.
Напомним, Джамбул ушел из жизни в июне 1945-го. Однако живописец мог видеть живого аксакала, так как приехал в Алма-Ату в 1941-м.
Художник оказался в республике вместе со своими эвакуированными в Казахстан коллегами. Несмотря на сложные бытовые условия, он много писал, изучал природу Казахстана – отличную от природы родной Украины, но очень многоцветную, яркую. Он поднимался в горы, участвовал в выездных экспедициях живописцев, которые организовывались Союзом художников республики, делал наброски для будущих полотен.
По наблюдению Самал Мамытовой, картина «Дина Нурпеисова и Джамбул Джабаев» – одна из самых популярных в серии произведений о Джамбуле. Она посвящена встрече акынов, которая произошла в 1937 году. Черкасский работал над произведением, призвав творческое воображение, а также исторические источники и воспоминания очевидцев.
На полотне запечатлено пребывание Дины Нурпеисовой в гостях у Джамбула. Живописец показал живое, полное вдохновения общение импровизаторов. Дина наигрывает Жамбылу кюй. Исследователи полагают, что это был «Әсем Қоныр» – кюй, сочиненный ею примерно в тот период в честь ее любимой внучки. Ее одухотворенность и сосредоточенное, внимательное лицо акына на полотне находятся в полной гармонии с окружающей природой и звуками музыки.
Деревянный шедевр
Готовясь к открытию своего детища – Алма-Атинского театра юного зрителя, Наталия Сац заказала у Исаака Иткинда (1871–1969) деревянную скульптуру Джамбула. По ее замыслу, знаменитый поэт-импровизатор с домброй в руках должен был встречать юных зрителей в фойе нового театра. Скульптор с восторгом принял предложение. После долгих поисков подходящего для такой значительной работы материала он остановил свой выбор на столетнем карагаче, который рос в самом центре города. Горисполком чудом выдал разрешение спилить дерево «для целей монументальной пропаганды». Будущий заслуженный деятель искусств Казахстана работал над скульптурой Джамбула сутками, и к открытию театра произведение было готово.
«Держа на коленях домбру, старый акын глядел чуть удивленными глазами на толпившихся вокруг него мальчишек и девчонок», – написала Сац в книге своих воспоминаний.
Эта скульптура сегодня хранится в запасниках Музея имени Кастеева.
Юность акына
Народному художнику Казахстана, первому профессиональному казахскому скульптору Хакимжану Наурызбаеву (1925–2009) образ Джамбула был близок с детства. Будучи ребенком, он зачитывался книгами о батырах и акынах, а затем пытался представить их «во плоти».
– Я ходил на окраину аула, набирал глину, лепил из нее фигурки, потом их показывали на выставке в клубе. Лепил Абая, Джамбула, – вспоминал Хакимжан Исмаханович.
Одной из первых профессиональных работ Хакимжана Наурызбаева стала в 1958 году скульптура «Молодой Джамбул».
– Юный акын исполняет песни своему народу, его слова и музыка дарят людям надежду и оптимизм – так описывал свой замысел народный художник.
За свой большой профессиональный путь скульптор создал не один памятник великому акыну в разных городах. Алматинцы могут видеть Джамбула работы скульптора Наурызбаева в сквере возле оперного театра.
У каждого автора, создававшего образ Джамбула, был свой неповторимый творческий почерк. Но все они стремились к одному: через образ поэта-импровизатора передать неразрывную связь народа со своей культурой, которая духовно наполняет человека, помогает ему жить и смотреть в будущее.