Оркестр Camerata Kazakhstan и российский скрипач Назар Кожухарь перевернули представление слушателей о звучании академической музыки

Оркестр Camerata Kazakhstan и российский скрипач Назар Кожухарь перевернули представление слушателей о звучании академической музыки Фото: Кайрат Конуспаев

Струнный оркестр Camerata Kazakhstan нечасто балует своих поклонников концертами, но если выходит на сцену, то всегда преподносит зрителям что-то неординарное.


В этот раз гостем вечера стал российский скрипач и дирижер Назар Кожухарь – ученик выдающегося музыканта Олега Кагана, лауреат престижных международных конкурсов, таких как Всесоюзный конкурс скрипачей имени Давида Ойстраха (1988), Международный конкурс скрипачей в Амстердаме (1995), IX International Van Wassenaer сompetition в Гааге (1996) и другие. Назар Кожухарь – создатель и художественный руководитель ансамбля солистов The Pocket Symphony, идейный вдохновитель и исполнитель множества проектов в области старинной и современной музыки (от раннего барокко до поставангарда), солист Московской филармонии. По его инициативе был создан факультет исторического и современного исполнительского искусства в Московской консерватории. В последнее время Назар Кожухарь много выступает, играя на альте и виоле да гамба. 


Большинство музыкальных сочинений были представлены в Казахстане впервые. 


В антракте нам удалось побеседовать с одним из зрителей – Бауржаном Шукеновым, заместителем председателя правления по производству НАО «Государственный центр поддержки нацио­нального кино». Как отметил брат знаменитого экс-солиста группы A'Studio, Гаухар Мурзабекову – художественного руководителя оркестра Camerata Kazakhstan, народную артистку РК, отличает музыкальный «программинг», у нее современный подход к организации концертов, поэтому он старается не пропускать выступления возглавляемого ею коллектива.


– Сейчас большая проблема в том, что филармонический зритель привыкает к популярщине, к тому, что ласкает слух, – поделился своим мнением с «Вечёркой» Бауржан Шукенов. – Программа построена на том, что она заставляет зрителя думать, в ней отражаются современные реалии, и в этом самая большая ценность: есть композиторы, которые пишут такую музыку, есть исполнители, которые играют такую музыку, есть дирижеры, которые такую музыку хотят донести до публики, ну и, самое главное – немного, но есть люди, которые слушают такую музыку. Программа, конечно, высочайшего уровня, я увидел анонс в Facebook, и не смог пропустить такое серьезное событие, пришел послушать эти произведения и очень удивлен. В чем сложность исполнения этой музыки? Когда сидит большой оркестр, в нем есть за кем прикрыться, а в этом коллективе играет считанное количество музыкантов, и спрятаться не за кем, здесь каждая партия слышна, и тем более публики не так много. В зале собрались знатоки, которым интересна современная академическая музыка, естественно, они очень внимательно слушают, кто из исполнителей какую ноту как сыграл, и в этом прелесть таких концертов. У них всегда нетривиальные программы. 


Как рассказал «Вечёрке» после концерта Назар Кожухарь, которому сейчас 53 года, в Алматы он оказался во второй раз. Впервые он приезжал в наш город в начале 1990-х на гастроли. 


– Концерт состоялся с подачи моего друга – казахстанского композитора Тимура Тлеухана, мы много играли его музыки в России. Он реанимировал наше знакомство с Гаухар Мурзабековой, мы сразу нашли с ней идею, какую программу составить с ее замечательным коллективом. Порепетировали и поняли, что можем сделать одну или несколько программ.


Эти произведения, рожденные с 1930-х годов, звучали по всему миру, кроме России и Казахстана, и то, что сегодня было не очень много зрителей, говорит о том, что здесь точно есть публика для этой музыки, но она не ходит в филармонию. Академическая музыка немного модифицировалась во второй половине ХХ века, и такой мейнстрим пока еще входит в конфликт с другими направлениями, которые имеют естественные корни развития и способы сочинений, и сегодня много было представлено композиторов-минималистов. 


По словам Назара Кожухаря, в следующий раз они с оркестром Camerata Kazakhstan запланировали концертную программу «Битлз барокко». Это обработка музыки «Битлз» в стиле барокко британского композитора Питера Брайнера. В программу войдут четыре кончерто гроссо в барочных стилях по хитам «Битлз», но дата концерта еще неизвестна, так как у оркестра нет собственной сцены. 


Статья опубликована в  №44 от 06.04.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Бауржан Шукенов: «Зритель привыкает к популярщине»".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

13:54

13:32

13:11

12:43

12:28

12:09

11:46

11:25

11:06

10:43

10:20

09:57

09:36

09:15

21:19

20:27

19:13

18:22

17:31

17:03

16:28

15:59

15:34

15:10

14:43