О чем на самом деле свидетельствует резкое снижение выпуска хлеба в стране.
В январе снижение производства хлеба в стране составило почти 23%, тогда как за год – около 14%. В первую очередь это наводит на мысль, что люди стали жить лучше, и переходят на более дорогие, но полезные для здоровья продукты. Однако эксперты считают, что все намного сложнее. Своими мнениями они поделились в беседе с корреспондентом Vecher.kz.
Что говорит статистика
Как сообщило недавно мониторинговое агентство Energyprom.kz, в январе 2021 года в Казахстане произвели 45 тыс. тонн свежего хлеба, что на 22,9% меньше, чем в прошлом году.
Данный факт примечателен хотя бы потому, что в январе 2020 года спад производства составил 1%.
Нельзя назвать оптимистичными и итоги года. В целом за январь-декабрь 2020 года было произведено 614,2 тыс. тонн свежего хлеба, что на 13,8% меньше, чем за аналогичный период годом ранее.
Больше всего хлеба потребляют в Туркестанской области (11,6 тыс. тонн), более чем в два раза меньше его потребляют в Алматы (5,5 тыс. тонн) и Актюбинской области (4,5 тыс. тонн).
Подорожал и сам хлеб: за январь 2021 года на 0,1%, за год – на 5,7%. Заметнее всего за год подорожал пшеничный хлеб из муки высшего сорта: с января 2020-го по январь 2021-го – на 10,3%. Ржано-пшеничный хлеб вырос в цене на 9,8%.
Спешка всегда вредна, или Разница в доходах
Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников рекомендует не спешить делать выводы.
«Сам по себе показатель сокращения розничной торговли хлебом еще ни о чем не говорит. Могут быть различные трактовки данной статистики. И искать решение нужно в совокупности с другими данными. Так, например, снижение потребления готовых хлебобулочных изделий может компенсироваться выпечкой хлеба на дому. Тогда нужно изучать потребление муки, причем не только в опте и рознице, но и в виде товарного безденежного обмена», – полагает эксперт.
Как вариант политолог предлагает рассмотреть последствия пандемии.
«Вариант изменения структуры потребления также возможен, но это должно коррелироваться с ростом потребления других продуктов. Можно рассмотреть ситуацию снижения общего потребления, и не только хлеба. Этому могут способствовать разные факторы. Среди которых снижение потребления из-за ухудшения покупательной способности или ограничений по передвижению вследствие пандемии. Рост гиподинамии вызывает снижение потребностей организма в калориях», – заметил директор Института современного государственного развития.
Известный казахстанский экономист Арман Байганов напрямую увязывает снижение потребления хлеба и уровень жизни населения.
«Как правило, население с низким уровнем доходов потребляет больше мучных изделий. Уровень потребления хлеба в Туркестанской области намного выше, чем в Алматинской области. Понятно, что по количеству населения вторая явно превосходит первую. Отсюда можно сделать однозначный вывод: уровень доходов жителей Алматинской области выше, чем уровень доходов жителей Туркестанской области. Для большей убедительности можно обратиться к официальной статистике. За четвертый квартал 2020 года в Алматы (принимая во внимание факт, что многие жители области работают в мегаполисе) средняя зарплата была на уровне 280 тыс. тенге, тогда как в Туркестанской области – 180 тыс. тенге. Прямая зависимость налицо», – отметил эксперт.
Более высокое качество питания, или Простое замещение
Дмитрий Солонников призывает меньше внимания уделять количественным показателям в пользу качественных.
«В принципе, есть мнение, что здоровое питание подразумевает снижение потребления мучных изделий. Но это скорее миф. Речь должна идти о росте потребления качественных мучных изделий, их ассортименте и сбалансированном питании. Это хорошие макаронные изделия, хороший хлеб, хорошие пельмени, манты, хинкали, хорошие кондитерские и дргие изделия. Вопрос только в том, когда их есть, с чем и чем запивать. Причем главное в здоровом образе жизни – занятие спортом, правильный распорядок дня, подвижный образ жизни, общение с природой. Просто не есть хлеб – к здоровому образу жизни отношения не имеет», – акцентировал он.
Арман Байганов придерживается другой точки зрения по вопросу здорового питания.
«В крупных городах, где уровень жизни выше, люди стараются меньше потреблять хлеба. Почему? Чем больше человек зарабатывает, тем с большим желанием переходит на здоровое питание. А здоровое питание, по большому счету, это замена мучных изделий другими продуктами, в частности, различными рыбными и мясными изделиями», – пояснил спикер.
Рост цены на хлеб еще не фактор
Дмитрий Солонников не склонен видеть взаимосвязь между ростом цены на хлеб и снижением его производства.
«Если хлеб дорожает, как и вся корзина потребления, то это значит, что в структуре расходов домохозяйств траты на продукты питания вырастут по сравнению с другими расходами. Если дорожает все одновременно – это банальная инфляция, которая на потреблении отражается весьма косвенно. Изменится только структура бюджета домохозяйств», – добавил он.
При инфляции, продолжил эксперт, будут падать накопления и, соответственно, люди станут делать дорогие долгосрочные покупки и вложения.
«Товары первой необходимости, к которым относятся простые продукты питания, в том числе и хлеб, все равно останутся. Только если подорожал именно розничный хлеб, а все остальное осталось без изменений, его могут замещать другие продукты. Но это не всегда значит, что падает его потребление. Опять же, что с мукой? Хлеб могут начать выпекать и распространять (не всегда продавать) вне системы массовой розничной торговли», – предположил политолог.
Внешний рынок как магнит
По словам Армана Байганова, выращивать зерно год от года становится все дороже.
«В целом расходы фермеров только увеличиваются: дорожает не только сельскохозяйственная техника, но и все остальное – горюче-смазочные материалы, удобрения, запасные части к уже функционирующей сельскохозяйственной технике. Основная причина – высокий уровень зависимости от импорта», – подчеркнул он.
В силу уже приведенных причин, продолжил эксперт, в последние годы снижаются посевные площади под зерновые.
«С одной стороны, меняются погодные условия, которые менее благоприятны для зерновых. С другой стороны, фермерам все выгоднее заменять зерновые, к примеру, масличными культурами», – уточнил экономист.
Если суммировать все вышесказанное, добавил спикер, то росту в последние годы мировых цен на пшеницу не стоит удивляться.
«И чем выше мировые цены, тем ниже степень заинтересованности местных производителей продавать продукцию на внутреннем рынке. Фермерам выгоднее продавать зерно за границей. Это не может не сказаться на повышении закупочных цен муки для хлебопекарен. В подтверждение своей мысли приведу мировые котировки стоимости пшеницы на товарных биржах за последние 12 месяцев. Они выросли в среднем на 24%», – подытожил Арман Байганов.