Показатели казахстанского ретейла взлетели рекордными темпами за последние 11 лет

Показатели казахстанского ретейла взлетели рекордными темпами за последние 11 лет Кайрат Конуспаев/Vecher.kz

Алматы сыграл ведущую роль в текущей динамике, сообщает Vecher.kz.

Согласно данным Бюро национальной статистики, в 2024 году объем розничной торговли составил 24,45 трлн тг. К предыдущему году его реальный рост ускорился на 4,6 процентных пункта (п.п.), достигнув 9,8%. Текущие темпы – максимальные с 2013 года.

Важную роль в текущей динамике сыграл именно Алматы – создав 34% в общем объеме розницы. Далее следует Астана – 13%. В первом случае рост разогнался на 6,4 п.п. (до 12,8%), во втором – на 7,8 п.п. (до 10,5%). С другой стороны, на росте розницы благотворно сказалось увеличение выручки от продаж продтоваров на 9,1%. Перед этим она падала два года подряд.

Начиная с третьего квартала 2024 года темпы роста розничной торговли существенно ускорились. Составляя значительную долю в ВВП, динамика розничной торговли оказывает заметное влияние на его рост и прогнозирование. По данным аналитического центра Halyk Finance, в последние годы отмечается высокая волатильность торговли и отсутствие взаимосвязи с ключевыми факторами, традиционно воздействующими на ее динамику. Увеличение потребительского кредитования частично поддержало рост торговли. 

– Основной вклад в ее рост внес сектор непродовольственных товаров, в то время как торг продовольственными товарами на протяжении года отражал восстановительный рост после спада в предыдущие два года. Высокие темпы роста продаж в розничном сегменте отмечаются второй год подряд, при этом реальные доходы населения в течение всего указанного периода демонстрируют обратную динамику, создавая противоречивую картину, – говорит аналитик Динара Шоланова.

Увеличение потребительского кредитования частично поддержало рост розничного товарооборота в текущем году, несмотря на сокращение реальных доходов населения. На конец сентября портфель потребительских кредитов увеличился на 2,7 трлн тг с начала года, или на 23,6% (на 1,8 трлн тг, или 20,7% в соответствующем периоде прошлого года). При этом оборот розничной торговли за январь–сентябрь 2024 года составил 14,9 трлн тг, а чистое изменение портфеля потребительских кредитов – около 18% всего оборота розничной торговли.

С доставкой

Электронная торговля является одним из самых динамично развивающихся сегментов мировой экономики, и наша страна не является исключением. Сегодня 30% населения совершают покупки онлайн. Начиная с 2020 года и по сегодняшний день объемы электронной торговли в нашей стране увеличились в пять раз, лидирующие позиции в развитии данной сферы занимает Алматы.

По официальным статистическим данным, за 11 месяцев 2024 года объем электронной торговли в Казахстане составил порядка 3,2 трлн тенге. По итогам 2024 года превышение планового показателя составило 15% от розничного объема торговли (при плане 14,5%). Казахстан имеет высокий потенциал развития, который обусловлен широким проникновением безналичных расчетов, развитием розничного финтеха, доступностью Интернета, высокой долей молодого населения. Поставлена цель увеличить долю электронной торговли в общем объеме розничной торговли до 18,5% к 2029 году, или до 9,3 трлн тенге в натуральном выражении, практически в три раза (с учетом роста объемов розничной торговли до 50 трлн тенге).

Для обеспечения дальнейшего развития в апреле 2024 года принят план развития электронной торговли до 2027 года. В рамках утвержденного плана проводится работа по совершенствованию законодательства по вопросам электронной торговли, запуску курсов обучения электронной торговле во всех регионах страны, по внедрению финансовых мер государственной поддержки для предпринимателей в электронной торговле. Совместно с НПП «Атамекен» запущены центры обучения электронной торговле для предпринимателей.

В 2024 году приняты правила оказания мер государственной поддержки субъектам электронной торговли в виде субсидирования ставки вознаграждения и гарантирования.

К слову, на днях министр торговли и интеграции РК Арман Шаккалиев на брифинге в правительстве сообщил, что в Алматы шесть торговых рынков начали цифровизировать в пилотном режиме. По словам главы Минторговли, итоги проведенного анализа среди 400 тысяч продавцов уже показали преимущества электронной торговли. 

– Больше налогов, география продаж шире, больше рабочих мест. Когда мы говорили о стимулировании электронной торговли, это о том, что должны быть цифровое зеркало розничной торговли и меры по вовлечению в процесс не только магазинов у дома, но и рынков. Банки предусматривают более доступные оборотные средства, комиссию за эквайринг тем, кто переходит в цифровой формат, – отметил Арман Шаккалиев. 

Перерыв на обед

Увеличился также объем оказанных услуг по обеспечению продуктами питания и напитками. При этом почти половина совокупного показателя приходится на наш мегаполис и столицу. Условно каждый второй тенге в общепите «съели» в Алматы и Астане.

За январь–декабрь 2024 года объемы выручки таких заведений от продажи еды и напитков достигли по РК в целом 1,3 трлн тг, что, с поправкой на рост цен в сегменте, на 10% больше, чем в те же месяцы годом ранее. Из этой суммы почти половина –47%, или 625 млрд тг – приходится на два главных мегаполиса. Предыдущие пять лет данная доля по итогам января–декабря находилась в среднем на уровне в 45%, а 10 лет назад, к примеру, составляла лишь около трети. 

В 2024 году Алматы и Астана расположились на первых двух местах по объемам выручки среди регионов со сходными результатами в 318,5 млрд и 306,5 млрд тг соответственно. А вот темпы роста оказались гораздо выше в Астане (+23% г/г с поправкой на инфляцию). В Алматы получилось +8% г/г.

Самым насыщенным месяцем в прошлом году для обеих столиц оказался декабрь: на него пришлось по 14% от общей выручки за 12 месяцев.

Алматинцы любят мясо

Интересный факт: треть всех расходов казахстанцев на продовольствие приходится на мясо. Больше всего его покупают жители Алматы.

В третьем квартале текущего года расходы казахстанцев на продукты питания и безалкогольные напитки составили в среднем 135,2 тыс. тг на душу населения – на 6,7% больше, чем в аналогичном периоде 2023го (126,6 тыс. тг).

Больше всего на продукты тратили жители Алматы: 186,7 тыс. тг на душу населения за третий квартал – на 6,1% больше, чем годом ранее, и на 38,1% больше, чем в среднем по стране. На втором месте оказалась Астана (160,4 тыс. тг), на третьем – Восточно-Казахстанская область (150,6 тыс. тг).

Наименьшие расходы на продукты питания и напитки были отмечены в Кызылординской области: 104,6 тыс. тг на душу населения – на 9,5% больше, чем в прошлом году, но на 22,6% меньше среднего значения по стране. В тройку регионов с наименьшими расходами в секторе также вошли Туркестанская область и Шымкент.

Что касается конкретных продуктов питания, треть (32,9%) всех расходов казахстанцев пришлась на мясо и мясопродукты: 44,4 тыс. тг в квартал на человека. Для сравнения: годом ранее эта сумма составляла 42,3 тыс. тг.

Другие популярные категории: хлебопродукты и крупяные изделия – 20,5 тыс. тг; молочные продукты – 14,6 тыс. тг; фрукты – 12,5 тыс. тг; сахар, кондитерские изделия и сладости – 9,7 тыс. тг.

На овощи казахстанцы в среднем тратили 9,5 тыс. тг на душу населения, на масла и жиры – 7 тыс. тг, на рыбу и морепродукты – 5,7 тыс. тг, на яйца – 2,9 тыс. тг. Расходы на безалкогольные напитки составили 6,1 тыс. тг.

Самый высокий уровень потребления в третьем квартале текущего года наблюдался среди молочной продукции: 59,1 кг в среднем на душу населения – на 2,8% больше по сравнению с аналогичным периодом годом ранее.

По другим ключевым категориям ситуация следующая: хлебопродукты и крупяные изделия – 31,2 кг на человека в квартал, фрукты – 29,1 кг, овощи – 22,6 кг, мясо и мясопродукты – 20,5 кг.

Потребление сахара, джема, меда, шоколада и кондитерских изделий составило 11,3 кг на душу населения в квартал, минеральной воды, безалкогольных напитков и соков – 7,2 кг, масел и жиров – 4 кг, рыбы и морепродуктов – 3,5 кг, кофе, чая и какао – 475 г.

Что касается куриных яиц, казахстанцы в среднем потребляли 52,5 штуки на человека – на 4,1% больше, чем годом ранее.

Тем временем цены на продукты питания растут. В годовой динамике фрукты и овощи подорожали на 8,4%, сахар, джем, мед, шоколад и кондитерские изделия – на 5,9%, молочные продукты – на 5,7%, яйца – на 4,4%, хлебобулочные изделия и крупы – на 3,9%, мясо и мясопродукты – на 3,4%, масла и жиры – на 3%. Алкогольные напитки стали дороже на 8,9%, безалкогольные – на 8,2%.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

16:58

16:42

16:24

16:07

15:50

15:34

15:18

15:02

14:46

14:29

14:13

13:57

13:40

13:24

13:09

12:52

12:36

12:20

12:03

11:50

11:33

11:28

11:16

10:58

10:41