Особенные и обычные дети учатся вместе в первой инклюзивной школе в Казахстане. Программа обучения для школьников Wunder Academy с нулевого по 11-й класс не имеет различий.
Необычное учебное заведение в предгорьях Алматы у подножия Кок-Тюбе 1 сентября этого года отметит первую годовщину. В настоящее время в школе учатся 163 ребенка, из которых 40 – на бесплатной основе. В целом же заполняемость рассчитана на 216 учеников. Инициаторы и активисты проекта уверены, что обучение детей с разным уровнем развития должно быть совместным. При этом важно, чтобы 70% ребят были нормотипичными, без всяких отклонений в развитии, а остальные 30% – инклюзивными. Это обязательное условие такой системы образования.
Подробно о необычной школе рассказала инициатор ее образования, директор ОФ «Центр социальных инклюзивных программ» Салтанат Мурзалинова-Яковлева. Она отметила, что Wunder Аcademy – это первая инклюзивная школа в Казахстане, где вместе обучаются особенные и обычные дети.
– Команда профессиональных педагогов со специальной инклюзивной подготовкой выстраивает индивидуальную траекторию обучения. Они разрабатывают мастерские успеха, где каждый ребенок смог бы раскрыть свой потенциал. Наше учебное заведение призвано вывести на новый уровень социально-эмоциональный интеллект школьников и позиционирует себя как школа, которая создает эффективные коммуникации среди неравнодушных к сфере образования и инклюзии родителей, педагогов и просто людей и компаний, которым важна социальная самореализация, – сказала Мурзалинова-Яковлева.
Свободные от уроков часы дети проводят в творческих мастерских. Они лепят из пластилина планеты Солнечной системы или плетут украшения из бисера, рисуют и вырезают из бумаги различные геометрические фигурки. Есть в этой школе гончарная и столовая, где дети учатся готовить самостоятельно. Преподаватели говорят, что мастерская еды – самая популярная среди учеников благодаря дразнящему запаху готовых блюд.
Пока дети развивают свой потенциал, их наставники регулярно повышают квалификацию в сфере инклюзии и расширяют международные профессиональные связи. Они совместно работают над организацией бизнес-моделей, в которых школьники смогут найти свою роль, привлекают для профориентации подростков разных специалистов. Кроме того, школа регулярно возит своих воспитанников на экскурсии, в краеведческие поездки и настоящие экспедиции.
Проект существует на вклады людей, неравнодушных к судьбам необычных ребятишек.
– Среди них Олжас Утыбаев – бизнесмен, который материально поддержал идею создания школы в период запуска проекта и планировал оказывать финансовую поддержку до достижения проектом устойчивости. К сожалению, 1 октября 2021 года Олжас Кинжебаевич ушел из жизни, – поделилась административный и финансовый директор школы Елизавета Воробьева.
Атмосфера здесь отличается теплотой и семейственностью. Между взрослыми и детьми, действительно, не существует ни возрастных, ни статусных барьеров. На всех этажах, в каждом уголке лабиринтов коридоров и классов, висят написанные детским почерком плакаты: «Stop Bullying!» (буллинг – постоянные намеренные негативные действия, направленные на одного и того же ребенка со стороны другого ребенка или группы детей). Педагоги говорят: они напоминают о пресечении в коллективе любой нетерпимости.
– Здоровый ребенок может бросить мячик ребенку в инвалидном кресле не потому, что хочет его обидеть. Ему интересно, как отреагирует на этот жест непохожий на него человек, – подчеркивает Воробьева.
По словам ее коллеги Русланы Писаренко, психолога и одного из руководителей Центра социальных программ, стигма из СССР, когда родители грозили неуспевающим по общеобразовательным предметам отдать их в «спецшколы для недоумков», до сих пор актуальна.
– На самом же деле спецшколы необходимы для того, чтобы особенные дети могли получить хорошее образование. Все дело в том, что там к ученикам другой подход, – объясняет эксперт.
В Wunder Academy есть свои кумиры. Живут они не только в нашей стране, как, скажем, Майра Сулеева (руководит центром комплексной реабилитации «Кенес», где оказывают помощь особым детям) или Алмаз Ержан, управляющий фондом социальных инновационных проектов Elaman, но и далеко за рубежом. Один из них – Башир Керруми. 63-летний алжирец эмигрировал во Францию, где потерял зрение. Но не прошло и двух лет, как его жизнь изменилась. Башир начал бороться с предрассудками в отношении тех, кто волей судьбы лишился привычных возможностей. Вскоре мужчина получил три черных пояса по дзюдо, защитил докторскую диссертацию в CNAM, стал консультантом крупных международных групп и возглавил собственную специализированную компьютерную компанию. Девиз Керруми: «Жить надо полной жизнью – или не жить вовсе. Никакие полумеры тут не работают».
«Особятам», как ласково называют их педагоги, уделяют внимание не только в этой школе. Руководитель Фонда Ержана Татишева Дана Жарикова рассказала, что гранты для детей с инвалидностью выделяются с 2008 года. Она уточнила, что для выпускников, заканчивающих спецшколы, существуют отдельные гранты. Их обладатели смогут получить среднее специальное образование.
– В 2008 году мы посоветовались с представителями НПО – Ляззат Калтаевой и ныне покойным Кайратом Иманалиевым: на какое образование лучше выделять средства, чтобы оно было не ради диплома, а приносило реальный доход? Они сказали, что лучше выдавать гранты для средне-специального образования, и вот почему. – Не секрет, – что в школе качество обучения детей с особенностями в развитии оставляет желать лучшего. Оно довольно низкое, и вряд ли позволит набрать необходимые баллы для поступления в вуз.
Между тем, по словам Даны Жариковой, это вовсе не означает, что среди выпускников с инвалидностью нет умных, но их очень мало.
– Поэтому мы и решили сосредоточиться на среднеспециальном образовании, исходя из того, чтобы выпускники получали профессию по своим возможностям и впоследствии могли зарабатывать.
Фонд Татишева выдает гранты маломобильным юношам и девушкам, которые осваивают информационные технологии, бухгалтерию. У кого есть проблемы со слухом или зрением – поступают в медицинские колледжи выучиться на массажистов. А девочке, которая очень любит печь, выдали грант на обучение профессии кондитера в колледже при технологическом университете.
Инклюзивное образование – это относительно новое направление в РК. Однако энтузиасты готовы не жалеть ни сил, ни времени, чтобы дети с особыми потребностями ни в чем не нуждались.
Статья опубликована в №72, от 25.06.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Полная инклюзивность".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!