С приходом весны улицы казахстанских городов вновь заполонили электросамокаты. Но вместе с этим растет и число нарушений правил дорожного движения. МВД предлагает усилить регулирование вплоть до регистрации техники и введения водительских удостоверений для ее пользователей.
В Казахстане могут ввести обязательную регистрацию электросамокатов и водительские права для их пользователей. Об этом на днях заявил председатель Комитета административной полиции МВД РК Кайсар Султанбаев. С начала весны полиция зафиксировала в РК около 1500 правонарушений, совершенных водителями средств индивидуальной мобильности (СИМ). Это и стало поводом для обсуждения новых ограничений.
– Мы изучали международный опыт, в том числе в Российской Федерации и других государствах. Они пошли по такому пути, как с мопедами. То есть если самокатчики будут продолжать нарушать правила дорожного движения, наверное, мы вернемся к тому, что самокаты придется также регистрировать в установленном порядке. И чтобы те, кто управляют самокатами, тоже имели водительские удостоверения. Тогда будем их привлекать как всех участников дорожного движения к административной ответственности, – объяснил представитель министерства.
Ранее уже были внесены изменения в Закон «О дорожном движении» и ПДД, касающиеся СИМ. Однако МВД считает эти меры недостаточными. Теперь ведомство рассматривает возможность приравнять самокатчиков к мопедистам: обязать их регистрировать транспорт, получать водительские права и привлекать к ответственности за нарушение ПДД как полноправных участников дорожного движения.
Сейчас штраф за нарушение ПДД на самокате составляет 2 МРП (7864 тенге), а за передвижение в нетрезвом виде – 5 МРП.
С 1 сентября 2025 года в Казахстане может появиться новая мера административного наказания. Если водитель самоката или пешеход в течение года повторно
нарушит ПДД и приведет к ДТП, его могут
направить на обязательные работы по
благоустройству – до 20 часов общественного труда, включая подметание улиц.
По действующим нормам, водители электросамокатов должны двигаться по велодорожкам, при их отсутствии – по правому краю проезжей части. К движению по дороге допускаются только лица старше 18 лет, имеющие водительское удостоверение и находящиеся в шлеме.
Допускается движение по тротуарам, но при этом приоритет всегда у пешеходов. Запрещается:
- ездить без рук на руле,
- перевозить пассажиров и грузы,
- буксировать транспорт,
- передвигаться без световозвращающих элементов в темное время суток.
Тревожная статистика ДТП
В Алматы с начала года с участием мопедов произошло 743 ДТП. Погибли 14 человек, травмированы 757. С участием электросамокатов зарегистрировано 103 происшествия, 109 человек получили увечья, погибших нет.
На улицах мегаполиса патрулируют восемь мотоэкипажей, которые только в этом году привлекли к ответственности:
- около 32 000 мопедистов,
- более 28 000 самокатчиков,
- более 100 родителей за допуск детей к управлению СИМ.
В рамках профилактики Департамент полиции совместно с акиматом и кикшеринговыми компаниями запустил акцию ERKIN QOZGALYS.
Медики: травмы – серьезные и частые
Заведующий приемным отделением городской больницы скорой неотложной помощи Алматы Бауыржан Омаров сообщил:
- ежемесячно поступает 80–90 пострадавших, весной и летом число травм увеличивается на 60%.
- наиболее частые травмы – ушибы (40%), переломы (20%), сотрясения мозга (20%).
- чаще всего травмируются мужчины (45%) в возрасте 18–35 лет, наиболее тяжелые травмы – у пациентов от 30 до 50 лет.
- 90% тяжелых случаев – из-за езды без шлема, так как это значительно увеличивает риск получения серьезных травм головы и лица.
– В приемное отделение городской больницы скорой неотложной помощи Алматы ежемесячно поступает 80–90 пациентов с травмами, связанными с использованием электросамокатов. Это количество значительно увеличивается в теплое время года. Следует отметить, что расположение нашей больницы играет важную роль: мы находимся в районе с высокой концентрацией самокатчиков, что также способствует увеличению числа пострадавших по сравнению с другими медицинскими учреждениями, – рассказывает врач.
Омаров считает необходимым создание инфраструктуры, регулирование скорости, обязательное ношение шлемов и масштабную профилактическую кампанию.
– Во-первых, необходимо создать безопасную инфраструктуру, включая выделенные полосы для самокатов и зоны для парковки, чтобы уменьшить конфликт между пешеходами и самокатчиками. Во-вторых, важно внедрить меры по регулированию скорости самокатов, а также обязательное ношение защитного снаряжения, такого как шлемы. Я бы посоветовал им помнить, что хотя электросамокаты могут показаться безопасными, они все же приводят к серьезным травмам, – отметил Бауыржан Омаров.
Самокатный этикет
Руководитель по внешним связям одной из компаний кикшеринга Даниил Капцан напоминает: электросамокат – это не игрушка, а полноценное транспортное средство.
– Электросамокаты покорили Алматы. Поклонники электросамокатов любят новый транспорт за удобство, а эксперты – за экологичность. Но есть и те, кто не разделяет их энтузиазм. Какие правила нужно помнить самокатчикам, чтобы не раздражать пешеходов, не мешать велосипедистам и быть своим в городе? Да, правила дорожного движения для самокатов существуют, но они не отвечают на вопрос: как ездить так, чтобы все вокруг улыбались, а не ворчали? Наш кикшеринг подготовил простой гайд по самокатному этикету – поехали! – говорит спикер.
Главные правила:
- Паркуйтесь правильно: только в зонах, отмеченных знаком «Р» в приложении.
– Однако есть и другие модели парковки. Например, частные самокаты можно оставить где угодно. Бывает, что и наши самокаты оставляют прямо посреди тротуара. Конечно, за нашим флотом следят специальные сотрудники – ребалансеры, но они не могут мгновенно исправлять каждое нарушение. Обычно это занимает 10–20 минут, а иногда даже больше. Именно поэтому важно помнить: ответственность за чистоту и порядок в городе начинается с каждого из нас, – прокомментировал Даниил.
- Не мешайте другим: ставьте самокат ровно, фиксируйте его.
– Даже если вы оставляете самокат на специальной парковке, важно делать это аккуратно. Убедитесь, что он стоит ровно и крепко зафиксирован на подножке. Почему это важно? Брошенный самокат может стать препятствием для детей, родителей с колясками или людей с ограниченными возможностями. Помните: то, что вам кажется мелочью, для других может стать реальной проблемой, – добавляет он.
- Один самокат – один человек: поездки вдвоем опасны.
Самокаты весят до 35 кг и разгоняются до 25 км/ч – ребенок может не справиться с управлением. Если ваш ребенок просит прокатиться, объясните ему, что поездка на самокате – это большая ответственность, а правила придуманы не просто так.
- Уступайте пешеходам: на тротуаре у них всегда приоритет.
– Увидели впереди группу пешеходов? Объезжайте их плавно и без резких маневров. Помните, что самокат не должен нарушать личное пространство прохожих. Так вы не только проявляете уважение, но и сводите к нулю риск столкновений. А еще безопасная дистанция позволит избежать резкого торможения, – подчеркивает спикер.
- Не выезжайте на проезжую часть: это зона повышенной опасности. Это зона для автомобилей, на которой самокат слишком уязвим. Низкая скорость, отсутствие видимости для водителей машин и отсутствие защиты превращают поездку до пункта назначения в опасный эксперимент.
- Не катайтесь в нетрезвом виде: это риск для вас и окружающих.
Как отмечает Даниил, при езде на самокате нельзя сигналить пешеходам в спину, так как резкие звуки могут напугать прохожих.
– На тротуаре пешеходы не обязаны уступать вам дорогу! Если вам нужно обогнать пешехода, выбирайте для этого просторный участок тротуара. Когда места недостаточно, лучше сойти с самоката и пройти какое-то расстояние пешком, – добавляет он.
Кроме того, самокатчикам необходимо спешиваться на пешеходном переходе, ведь это самое опасное место для водителя самоката. В попытке сэкономить пару минут пользователи рискуют потратить гораздо больше времени на разрешение конфликта с водителем или, что хуже, на восстановление после травм.
– Этичное вождение – это не набор правил, а забота об окружающих. Каждый сознательный водитель самоката формирует общий настрой города. Если вы соблюдаете правила и думаете о других, окружающие перенимают ваш пример. Так и формируется культура вождения, – подытожил спикер.
Активный пользователь самоката Алишер Мурадилов отмечает, что езда на них каждый день – это реально спасение в большом городе.
– Самокаты всегда в хорошем состоянии, удобно добираться до работы и обратно без пробок. Приложение работает стабильно, все понятно и быстро. Особенно радует, что техника регулярно обслуживается – видно, что компания заботится о качестве. Насчет большой аварийности на дорогах из-за самокатчиков – это незнание правил дорожного движения и безответственность других пользователей, а также неуважение к другим участникам движения, – считает Алишер.