Пользователям электросамокатов в Казахстане могут ужесточить правила

Пользователям электросамокатов в Казахстане могут ужесточить правила Фото Кайрата Конуспаева

С приходом весны улицы казахстанских городов вновь заполонили электросамокаты. Но вместе с этим растет и число нарушений правил дорожного движения. МВД предлагает усилить регулирование вплоть до регистрации техники и введения водительских удостоверений для ее пользователей.

В Казахстане могут ввести обязательную регистрацию электросамокатов и водительские права для их пользователей. Об этом на днях заявил председатель Комитета административной полиции МВД РК Кайсар Султанбаев. С начала весны полиция зафиксировала в РК около 1500 правонарушений, совершенных водителями средств индивидуальной мобильности (СИМ). Это и стало поводом для обсуждения новых ограничений.

– Мы изучали международный опыт, в том числе в Российской Федерации и других государствах. Они пошли по такому пути, как с мопедами. То есть если самокатчики будут продолжать нарушать правила дорожного движения, наверное, мы вернемся к тому, что самокаты придется также регистрировать в установленном порядке. И чтобы те, кто управляют самокатами, тоже имели водительские удостоверения. Тогда будем их привлекать как всех участников дорожного движения к административной ответственности, – объяснил представитель министерства.

Ранее уже были внесены изменения в Закон «О дорожном движении» и ПДД, касающиеся СИМ. Однако МВД считает эти меры недостаточными. Теперь ведомство рассматривает возможность приравнять самокатчиков к мопедистам: обязать их регистрировать транспорт, получать водительские права и привлекать к ответственности за нарушение ПДД как полноправных участников дорожного движения.

Сейчас штраф за нарушение ПДД на самокате составляет 2 МРП (7864 тенге), а за передвижение в нетрезвом виде – 5 МРП.

С 1 сентября 2025 года в Казахстане может появиться новая мера административного наказания. Если водитель самоката или пешеход в течение года повторно
нарушит ПДД и приведет к ДТП, его могут
направить на обязательные работы по
благоустройству – до 20 часов общественного труда, включая подметание улиц.

По действующим нормам, водители электросамокатов должны двигаться по велодорожкам, при их отсутствии – по правому краю проезжей части. К движению по дороге допускаются только лица старше 18 лет, имеющие водительское удостоверение и находящиеся в шлеме.

Допускается движение по тротуарам, но при этом приоритет всегда у пешеходов. Запрещается:

  • ездить без рук на руле,
  • перевозить пассажиров и грузы,
  • буксировать транспорт,
  • передвигаться без световозвращающих элементов в темное время суток.

Тревожная статистика ДТП

В Алматы с начала года с участием мопедов произошло 743 ДТП. Погибли 14 человек, травмированы 757. С участием электросамокатов зарегистрировано 103 происшествия, 109 человек получили увечья, погибших нет.

На улицах мегаполиса патрулируют восемь мотоэкипажей, которые только в этом году привлекли к ответственности:

  • около 32 000 мопедистов,
  • более 28 000 самокатчиков,
  • более 100 родителей за допуск детей к управлению СИМ.

В рамках профилактики Департамент полиции совместно с акиматом и кикшеринговыми компаниями запустил акцию ERKIN QOZGALYS.

Медики: травмы – серьезные и частые

Заведующий приемным отделением городской больницы скорой неотложной помощи Алматы Бауыржан Омаров сообщил:

  • ежемесячно поступает 80–90 пострадавших, весной и летом число травм увеличивается на 60%.
  • наиболее частые травмы – ушибы (40%), переломы (20%), сотрясения мозга (20%).
  • чаще всего травмируются мужчины (45%) в возрасте 18–35 лет, наиболее тяжелые травмы – у пациентов от 30 до 50 лет.
  • 90% тяжелых случаев – из-за езды без шлема, так как это значительно увеличивает риск получения серьезных травм головы и лица.

– В приемное отделение городской больницы скорой неотложной помощи Алматы ежемесячно поступает 80–90 пациентов с травмами, связанными с использованием электросамокатов. Это количество значительно увеличивается в теплое время года. Следует отметить, что расположение нашей больницы играет важную роль: мы находимся в районе с высокой концентрацией самокатчиков, что также способствует увеличению числа пострадавших по сравнению с другими медицинскими учреждениями, – рассказывает врач.

Омаров считает необходимым создание инфраструктуры, регулирование скорости, обязательное ношение шлемов и масштабную профилактическую кампанию.

– Во-первых, необходимо создать безопасную инфраструктуру, включая выделенные полосы для самокатов и зоны для парковки, чтобы уменьшить конфликт между пешеходами и самокатчиками. Во-вторых, важно внедрить меры по регулированию скорости самокатов, а также обязательное ношение защитного снаряжения, такого как шлемы. Я бы посоветовал им помнить, что хотя электросамокаты могут показаться безопасными, они все же приводят к серьезным травмам, – отметил Бауыржан Омаров.

Самокатный этикет

Руководитель по внешним связям одной из компаний кикшеринга Даниил Капцан напоминает: электросамокат – это не игрушка, а полноценное транспортное средство.

– Электросамокаты покорили Алматы. Поклонники электросамокатов любят новый транспорт за удобство, а эксперты – за экологичность. Но есть и те, кто не разделяет их энтузиазм. Какие правила нужно помнить самокатчикам, чтобы не раздражать пешеходов, не мешать велосипедистам и быть своим в городе? Да, правила дорожного движения для самокатов существуют, но они не отвечают на вопрос: как ездить так, чтобы все вокруг улыбались, а не ворчали? Наш кикшеринг подготовил простой гайд по самокатному этикету – поехали! – говорит спикер.

Главные правила:

  • Паркуйтесь правильно: только в зонах, отмеченных знаком «Р» в приложении.

– Однако есть и другие модели парковки. Например, частные самокаты можно оставить где угодно. Бывает, что и наши самокаты оставляют прямо посреди тротуара. Конечно, за нашим флотом следят специальные сотрудники – ребалансеры, но они не могут мгновенно исправлять каждое нарушение. Обычно это занимает 10–20 минут, а иногда даже больше. Именно поэтому важно помнить: ответственность за чистоту и порядок в городе начинается с каждого из нас, – прокомментировал Даниил.

  •  Не мешайте другим: ставьте самокат ровно, фиксируйте его.

– Даже если вы оставляете самокат на специальной парковке, важно делать это аккуратно. Убедитесь, что он стоит ровно и крепко зафиксирован на подножке. Почему это важно? Брошенный самокат может стать препятствием для детей, родителей с колясками или людей с ограниченными возможностями. Помните: то, что вам кажется мелочью, для других может стать реальной проблемой, – добавляет он.

  • Один самокат – один человек: поездки вдвоем опасны.

Самокаты весят до 35 кг и разгоняются до 25 км/ч – ребенок может не справиться с управлением. Если ваш ребенок просит прокатиться, объясните ему, что поездка на самокате – это большая ответственность, а правила придуманы не просто так.

  • Уступайте пешеходам: на тротуаре у них всегда приоритет.

– Увидели впереди группу пешеходов? Объезжайте их плавно и без резких маневров. Помните, что самокат не должен нарушать личное пространство прохожих. Так вы не только проявляете уважение, но и сводите к нулю риск столкновений. А еще безопасная дистанция позволит избежать резкого торможения, – подчеркивает спикер.

  • Не выезжайте на проезжую часть: это зона повышенной опасности. Это зона для автомобилей, на которой самокат слишком уязвим. Низкая скорость, отсутствие видимости для водителей машин и отсутствие защиты превращают поездку до пункта назначения в опасный эксперимент.
  •  Не катайтесь в нетрезвом виде: это риск для вас и окружающих.

Как отмечает Даниил, при езде на самокате нельзя сигналить пешеходам в спину, так как резкие звуки могут напугать прохожих.

– На тротуаре пешеходы не обязаны уступать вам дорогу! Если вам нужно обогнать пешехода, выбирайте для этого просторный участок тротуара. Когда места недостаточно, лучше сойти с самоката и пройти какое-то расстояние пешком, – добавляет он.

Кроме того, самокатчикам необходимо спешиваться на пешеходном переходе, ведь это самое опасное место для водителя самоката. В попытке сэкономить пару минут пользователи рискуют потратить гораздо больше времени на разрешение конфликта с водителем или, что хуже, на восстановление после травм.

– Этичное вождение – это не набор правил, а забота об окружающих. Каждый сознательный водитель самоката формирует общий настрой города. Если вы соблюдаете правила и думаете о других, окружающие перенимают ваш пример. Так и формируется культура вождения, – подытожил спикер.

Активный пользователь самоката Алишер Мурадилов отмечает, что езда на них каждый день – это реально спасение в большом городе.

– Самокаты всегда в хорошем  состоянии, удобно добираться до работы и обратно без пробок. Приложение работает стабильно, все понятно и быстро. Особенно радует, что техника регулярно обслуживается – видно, что компания заботится о качестве. Насчет большой аварийности на дорогах из-за самокатчиков – это незнание правил дорожного движения и безответственность других пользователей, а также неуважение к другим участникам движения, – считает Алишер.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

22:24

18:59

18:48

18:00

17:21

17:12

16:56

16:55

16:38

16:19

16:01

15:45

15:44

15:44

15:40

15:40

15:35

15:34

15:31

15:27

15:10

15:08

15:01

14:34

14:26