Как первая городская газета освещала Первую декаду казахской литературы и искусства в Москве.
Начавшая выходить в апреле 1936 года городская вечерняя газета сразу оказалась в гуще главного культурного события довоенного Казахстана – подготовки и проведения Первой декады казахской литературы и искусства в Москве.
«Социалистическая Алма-Ата» освещала все этапы впоследствии ставшего историческим события – подготовку к декаде, приезд артистов в Москву, их выступления и возвращение домой.
В Москву, в Москву!
К моменту выхода в свет первого номера городской вечерней газеты до майской декады оставалось немногим более 10 дней. Казахстанцы очень волновались: накануне с большим успехом состоялась украинская декада и стояла задача выступить так же достойно.
Для москвичей казахские артисты приготовили обширную программу с охватом главной сцены столицы СССР. Так, в Большом театре должна была состояться премьера музыкально-драматических спектаклей «Кыз-Жибек» и «Жалбыр», а также концерт мастеров искусств республики, включая классических и народных исполнителей. Этот же концерт планировалось провести и на открытой сцене – в парке культуры и отдыха. Фойе Большого театра отдавалось под картинную галерею, где казахстанцы готовились продемонстрировать лучшие образцы народно-прикладного искусства и зарождающейся в республике классической живописи. В течение поездки центральные советские литературные издания и газеты планировали печатать художественные произведения авторов из Казахстана.
Курировать декаду руководство республики поручило начальнику управления по делам искусств, наркому просвещения республики Темирбеку Жургенову. Этот выбор был обусловлен не только тем, что Жургенов отвечал за культуру, – он еще был очень хорошим организатором, отличался коммуникабельностью, владел казахским, русским и некоторыми восточными языками.
Прибытие поезда
В номере за 11 мая 1936 года «Социалистическая Алма-Ата» напечатала сообщение ТАСС от 10 мая о прибытии поезда с артистами из Казахстана на вокзал Москвы.
«Сегодня специальным поездом в Москву прибыл коллектив артистов, музыкантов, народных певцов и писателей Казахстана в количестве около 300 человек, которые будут выступать в Москве в течение декады казахского искусства», – сообщалось в новости.
В репортаже говорилось об огромном интересе москвичей к артистам из Казахстана: перрон вокзала был запружен многочисленными делегациями московских театров, пришедшими встретить своих собратьев по искусству, и студентами-казахами – учащимися московских вузов.
«В числе встречавших были заместитель председателя Всесоюзного комитета по делам искусства тов. Боярский, народная артистка республики О. Л. Книппер-Чехова, директор Большого театра тов. Мутных...» – перечисляла встречавших газета.
На перроне с приветственным словом к москвичам обратился председатель Союза советских писателей Казахстана Габбас Тогжанов. Он прочитал стихи приехавшего в Москву 90-летнего акына Джамбула о дружбе между народами большой страны.
Сила искусства
С самого момента приезда в столицу СССР 10 мая артисты из Казахстана попали в водоворот культурных событий. Импровизированный концерт состоялся еще на перроне. Москвичам продемонстрировали свое искусство народные импровизаторы Иса Байзаков и Кенен. Но, пожалуй, самое большое внимание было приковано к Джамбулу. В свои 90 лет он с молодым задором импровизировал на домбре.
Арии на бис
Каждый день декады был наполнен культурными мероприятиями. Так, в библиотеках, вузах, на предприятиях с общественностью встречались Сакен Сейфуллин, Сабит Муканов, Мухтар Ауэзов, Габбас Тогжанов и другие писатели. Они не только декламировали свои произведения, но и рассказывали о жизни Казахстана и ее столицы Алма-Аты. Параллельно проходили концерты мастеров искусств. Залы бисировали Куляш Байсеитовой, Манарбеку Ержанову, другим вокалистам и драматическим артистам.
Центральным событием декады должна была стать премьера музыкально-драматического спектакля «Кыз-Жибек». Автор – композитор Евгений Брусиловский создавал произведение на основе народной музыки. Как сообщала «Социалистическая Алма-Ата», в процессе работы он приглашал к себе народных акынов, объяснял им характеры персонажей, после чего просил их импровизировать, передавая эти образы на домбре. Долгие часы Евгений Григорьевич проводил за роялем, чтобы придать народным импровизациям классическую форму и выстроить их композиционно.
Так рождалось произведение, которое после декады будет доработано и преобразовано в оперу.
На премьере был аншлаг. Особенно поразило москвичей лирико-колоратурное сопрано Куляш Байсеитовой. «Социалистическая Алма-Ата» процитировала высказывание об артистке из Казахстана ее коллеги – в ту пору очень известной оперной певицы и педагога Валерии Барсовой: «Изумительный облик этой певицы произвел на меня потрясающее впечатление… Я не могла бы назвать певицу, с которой можно было бы ее сравнить, – до такой степени индивидуален и своеобразен высокий, легкий и прозрачный голос казахской певицы… Куляш Байсеитова – подлинная гордость не только казахского, но и всего нашего советского искусства».
Партия Жибек в опере Брусиловского позволила, по словам Барсовой, подняться певице к самым высотам классической оперы.
Прием в Кремле
В номере от 26 мая 1936 года «Социалистическая Алма-Ата» напечатала новость о встрече артистов из Казахстана с московскими коллегами в Георгиевском зале Кремля. Встреча проходила на самом высоком уровне, на ней присутствовало верховное руководство СССР во главе со Сталиным.
«К 8 часам вечера в Кремлевский дворец прибыли многочисленные представители советской общественности столицы: режиссеры, артисты, писатели, кино- и радиоработники, художники и скульпторы. В полном составе государственная филармония, национальный оркестр им. КазЦИКа, народные певцы Казахстана во главе с 90-летним Джамбулом», – вела репортаж газета.
Молотов, Ворошилов, Калинин, Микоян давали высокую оценку выступлениям артистов из Казахстана, за казахстанских гостей поднимал тост один из отцов-основателей Московского художественного театра Владимир Немирович-Данченко.
После исполненной накануне в Большом театре партии Жибек Куляш Байсеитова стала главной героиней декады.
Как впоследствии вспоминал Евгений Брусиловский, на приеме в Кремле Сталин попросил ее исполнить «Гакку». За рояль сел композитор, но от волнения начал играть другую песню – «Майра». Услышав музыкальное вступление, Куляш Байсеитова сразу сориентировалась и запела «Майру».
«После того, как закончилось исполнение «Майры», я сразу, не останавливаясь, начал «Гакку». Когда прозвучали последние ноты, зал разразился аплодисментами», – рассказывал композитор.
«Заслуженная артистка Байсеитова в кратком слове, выражая общее настроение своих товарищей, с глубоким волнением выразила признательность москвичам и правительству за теплый прием… все собравшиеся единодушно, бурной авиацией откликнулись на ее слова», – писала газета.
До скорых встреч!
Первого июня 1936 года «Социалистическая Алма-Ата» написала о том, что участники Первой декады казахской литературы и искусства в Москве выехали домой: «31-го мая специальным поездом выехали из Москвы обратно в Алма-Ату казахские артисты, продемонстрировавшие в столице во время декады казахского искусства высокие образцы казахского искусства – музыки, пения танца».
На вокзале состоялся митинг, во время которого москвичи поблагодарили артистов из Казахстана. «Посещение Москвы казахскими артистами останется в нашей памяти ярким воспоминанием. Мы надеемся, что скоро снова увидим вас в Москве, и поэтому я говорю вам не «прощайте», а «до свидания», – обратился к мастерам искусств из Казахстана советский государственный деятель, журналист и переводчик Платон Керженцев.
Паровоз издал гудок, состав тронулся. «Митинг закончен. Москвичи тепло прощаются с казахскими артистами. Поезд отходит под звуки оркестра», – завершила городская газета цикл новостей о большом культурном событии 1936 года.
Материал подготовлен при содействии Национальной библиотеки РК
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!