На брифинге Региональной службы коммуникаций города Алматы выступил руководитель отдела администрирования НДС Департамента государственных доходов по городу Алматы Серик Джумабеков. Он разъяснил формы и методы проведения налогового контроля и претензионно-исковой работы.
Налоговое администрирование – это система мер и способов, осуществляемых налоговыми органами и другими уполномоченными государственными органами по сбору налогов и платежей в бюджет, заключающихся в том числе в осуществлении налогового контроля, применении способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, а также оказании государственных услуг и иных форм налогового администрирования.
При этом налоговое администрирование основывается на трех принципах:
1) законности;
2) повышения эффективности взаимодействия между налогоплательщиком и налоговыми органами;
3) дифференцированного подхода при осуществлении налогового администрирования, основанного на оценке рисков.
«В свою очередь налоговым контролем является государственный контроль, осуществляемый налоговыми органами, за исполнением норм налогового законодательства Республики Казахстан, иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением которого возложен на налоговые органы», – сказал Серик Джумабеков.
Налоговый контроль осуществляется в форме налоговой проверки и иных формах государственного контроля. К иным формам государственного контроля относятся:
1) регистрация налогоплательщиков в налоговых органах;
2) прием налоговых форм;
3) камеральный контроль;
4) налоговый мониторинг;
5) налоговое обследование;
6) контроль за учетом этилового спирта в организациях, осуществляющих производство этилового спирта;
7) прослеживаемость оборота товаров.
«Как видно из приведенных выше понятий, налоговый контроль является частью налогового администрирования и, соответственно, результаты и сведения, полученные в рамках налогового контроля, используются для проведения налогового администрирования», – разъяснил спикер.
Также отметил, что наибольшее количество жалоб поступают в органы государственных доходов по формам налогового контроля как камеральный контроль, налоговое обследование, регистрация налогоплательщиков в налоговых органах, а также претензионно-исковой работы.
Камеральный контроль – это самая распространенная форма налогового контроля, основная цель которого предоставить налогоплательщику возможность самостоятельно устранить нарушение.
Следующая форма налогового контроля – это налоговое обследование. Основания и форма проведения налогового обследования регламентировано статьей 70 Налогового кодекса. Как установлено данной статьей, налоговое обследование проводится по юридическому адресу, указанному в регистрационных данных.
«На сегодня в связи с возможностью производить электронную регистрацию и перерегистрацию, участились случаи, когда адресы указаны не корректно или содержат неполные сведения. В связи с чем, по результатам проведения налогового обследования устанавливается отсутствие и в адрес налогоплательщика направляется уведомление», – рассказал он.
Претензионно-исковая работа – это не профильная деятельность органов государственных доходов, проводимая в целях исполнения обязательств по обеспечению экономической безопасности Республики Казахстан. Право на проведение данной работы установлено пунктом 10 статьи 19 Налогового кодекса.
«Данные процедуры осуществляются налоговым органом в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством, отличительной особенностью, которого является равенство сторон спорных правоотношений. В целях недопущения необоснованного вовлечения налогоплательщиков в орбиту судебного разбирательства Департаментом по г.Алматы проводятся заседания согласительной комиссии, одним из членов которой является представитель Палаты предпринимателей «Атамекен», работа которой заключается в досудебном урегулировании спора и исследования доказательной базы искового заявления», – пояснил спикер.
По результатам заседания данной комиссии выносится решение о согласовании в направлении иска или направлении на доработку. На данное решение часто подаются жалобы в рамках Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.