Почему то, что гарантировано государством на бесплатной основе, пациентам приходится выбивать с боем? Почему очереди в поликлиниках стали больше? Неужели система медицинского страхования дает сбой?
Где бесплатные таблетки?
Алматинцев интересует вопрос, кто распределяет лекарственные препараты по поликлиникам, и как это происходит?
– Если сама поликлиника заказывает лекарственные препараты, то почему не в полном объеме по количеству людей, которые стоят на диспансерном учете? Почему нет определенных дней завоза таблеток в поликлинику? – спрашивает горожанка Наталья, отец которой на протяжении трех месяцев не мог получить в поликлинике ВОВ таблетки глюконил 1000 и тромбо АСС. – Обращаешься в аптеку – не привезли; приходишь на прием – таблеток нет. «Звоните, узнавайте, когда будут». Звоню – таблеток уже нет… Куда они пропадают, если учет ведется по количеству людей, находящихся на диспансерном учете? Он – пожилой человек, 72 года, перенес три операции на сердце, две на глазах, две на почках, плюс сахарный диабет.
Почему он должен каждый день звонить и узнавать?
Мы обратились к Единому дистрибьютору лекарственных средств и медизделий – ТОО «СК-Фармация». Получено разъяснение:
«Перечень медпрепаратов для закупа через систему единой дистрибьюции формируется МЗРК на основании собранных от организаций здравоохранения заявок, – пояснила пресс-секретарь Айгерим Смаилова. – Медицинские организаций сами определяют свою потребность по наименованиям лекарственных средств и по их объемам. И в соответствии с этими заявками Единый дистрибьютор проводит закуп.
С начала 2022 года в КГП на ПХВ «Городская поликлиника ветеранов ВОВ» в соответствии с утвержденным графиком осуществлена поставка: метформин, таблетка 1000 мг – 21 000; ацетилсалициловая кислота, таблетка 100 мг – 4800; ацетилсалициловая кислота, таблетка 75 мг – 30 000; ацетилсалициловая кислота, таблетка 150 мг – 900.
На 2021 год в КГП на ПХВ «Городская поликлиника ветеранов ВОВ» осуществлена поставка: метформин, таблетка 1000 мг – отгружено 135 000 таблеток при заявке 72 000;
ацетилсалициловая кислота, таблетка 100 мг – отгружено 32 400 таблеток при заявке 28 800; ацетилсалициловая кислота, таблетка 75 мг – отгружено 169 500 таблеток при заявке 169 500; ацетилсалициловая кислота, таблетка 150 мг – отгружено 2100 таблеток при заявке 2100.
Вместе с тем сообщаем, что выписанный рецепт на бесплатный отпуск препаратов действует в пределах административно-территориальной единицы, то есть по городу Алматы, и есть возможность обеспечить в другой медорганизации в пределах города. По всем вопросам бесплатного лекарственного обеспечения можно обратиться в контакт-центр ТОО «СК-Фармация» по короткому номеру 1439 (все звонки бесплатны). В случае, если выписанных лекарств нет в наличии, операторы разберутся в причинах проблемы и посодействуют в обеспечении необходимыми препаратами».
Если все так, как утверждает дистрибьютер, то лекарственных препаратов в указанную поликлинику было поставлено даже больше, чем было заявлено первоначально? Почему же тогда жалуются пациенты, ведь случай с отцом Натальи не единичен.
– Хорошо, если раз в год получаем лекарства на месяц! На большее не хватает нервов! – сообщает о своих взаимоотношениях с поликлиникой ВОВ Светлана Сафина. – Попасть-записаться на прием, получить рецепт – это кошмар! С оформлением продления инвалидности – такая же катавасия! Даже при полном пакете документов получить направление – проблема... Что уж говорить о лекарствах...
Вот как объясняет этот парадокс руководитель ОФ «Антигепатит С» Сергей Бирюков: «Лекарственные препараты заказывает медицинская организация (МО). Препараты поставляются согласно поданным заявкам и по согласованному с МО графику. К сожалению, в этом году из-за известных событий и отсутствия интернета была задержка. Сейчас работа по поставкам налаживается и препараты поставляются в рабочем режиме».
Как говорится, гладко было на бумаге, да забыли про овраги… Искушенные пациенты советуют в подобных случаях жаловаться по телефону 1406 или Qoldau24/7. А по телефону 1439 надо узнавать, заказала ли ваша поликлиника лекарства для вас.
А что же «герой» публикации – Городская поликлиника ВОВ? Ни руководство этой медорганизации, ни Управление общественного здоровья города Алматы так и не удосужились ответить на жалобы, но публикация в ФБ все же возымела свое действие: Наталья спустя сутки смогла-таки получить в поликлинике глюконил и тромбопол для больного отца.
И вновь – почему? Почему руководство поликлиники ВОВ не старается наладить бесперебойное обеспечение своих пациентов препаратами? Не может, не хочет, не умеет? Или без волшебного пинка Дежурного по городу инициатива здесь гаснет?
Для сведения: Документ, где указан полный перечень препаратов, предусмотренных для пациентов, находящихся на диспансерном учете с хроническим заболеванием, по которому положены бесплатные лекарственные средства в рамках ГОБМП, это приказ министра здравоохранения РК от 5 августа 2021 года № ҚР ДСМ – 75.
Что мешало сделать это раньше?
Алматинка Зайтунам, дядя которой Пархат Садыков уже несколько лет болен ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких), также столкнулась с проблемой получения бесплатных лекарственных препаратов.
– У дяди приступы по нескольку в день! Часто вызываем скорую помощь. Он получает в поликлинике № 14 препарат – ингалятор «Беродуал» два баллончика в месяц. Этого хватает всего на 4-5 дней. Человек мучается очень. Раньше выдавали четыре баллончика. Как быть с этим ингалятором? Как можно получать его больше двух в месяц?
На обращение в тот же день откликнулся заместитель главного врача по лечебной работе ГП № 14 Алмагуль Махметова:
«Ваш дядя состоит на диспансерном учете с 2016 года с диагнозом «ХОБЛ». Однако у него далеко не ХОБЛ, его надо дообследовать, у него, скорее всего, бронхиальная астма. Он не придерживается базисной терапии. До конца не обследован, мы вашего дядю со 2 февраля 2022 года обследуем, он сдал анализы, записан на прием к пульмонологу. Беродуал ему назначили в 2016 году. Один флакон Беродуала содержит 200 доз, используется при сильных приступах. Четыре флакона, которые мы ему выписали, содержат 800 доз. Получается, что в день он использует препарат 30 раз – это чревато передозировкой. 2 февраля 2022 года он прошел рентген органов грудной клетки, заключение – хронический бронхит. Ваш дядя не проживает на территории ГП № 14, при активном патронаже его нет по указанному адресу. Когда участковый врач приглашает его на очередной прием, он не приходит. Я не защищаю наших сотрудников, но в выписывании рецепта на «Беродуал» отказа не было, однако участковый врач объяснил, что четыре упаковки на месяц не положено по приказу МЗ РК ҚР ДСМ № 75 от 5.08.2021. Мы выписали на сегодняшний день четыре упаковки на четыре месяца. Объяснили, что ему нужно пройти дообследование, определить базисную терапию, получить стационарное лечение, и тогда у него приступы купируются. В дальнейшем по возникшим вопросам можете обратиться к руководителю Службы поддержки пациентов и внутреннего аудита Габиту Кушенову в 220 кабинет, либо по телефону +7 (777) 225-36-22. Мы работаем по принципу «здесь и сейчас»!»
На чьей стороне правда в этой ситуации – понять сложно. Возможно, здесь есть недопонимание и пациента, и врача. К тому же, недостаточное внимание к своему здоровью больного и его близких, и чья-то элементарная халатность. Но мы рады уже тому, что в тот же день на проблему обратили внимание. С заявительницей связались представители поликлиники, все объяснили, уладили вопрос с дальнейшим лечением.
Что мешало сделать это раньше?
Провалится ли ОСМС?
После введения обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) в РК вместо улучшения медобслуживания в поликлиниках возникли давка, теснота, скандалы, попасть к участковому терапевту стало проблематично, люди заранее занимают очереди. А между населением и врачами узких специальностей создали труднопреодолимый искусственный барьер – прежде чем к ним попасть, надо обязательно пройти все круги ада: очередь на доврачебный осмотр, очередь к терапевту и очередь к узкому специалисту. Люди, чтобы сберечь нервы, вынуждены идти к платным врачам в частные клиники. Неужели это провал внедрения ОСМС? О проблеме этой знают не только пациенты, но и врачи, депутаты, чиновники от здравоохранения. Почему никто не в состоянии решить эту проблему раз и навсегда?
– Объяснение одно: пациент, не имеющий медицинского образования, может ошибаться и без надобности обратиться к врачу узкой специальности, что будет отвлекать и без того загруженного специалиста, – высказывает компетентное мнение врач Дюсенгали Байтубаев. – Но это не совсем так – при приеме по записи узкий специалист работает без перегрузок, и сразу может определить, больной это или нет. Да и как можно население РК, почти половина которого имеет высшее образование, считать не способным определить, что у него болит, и к какому врачу ему обращаться? Нам объясняют, что не стало хватать даже терапевтов, не говоря уже об узких специалистах. До внедрения ОСМС нехватка врачей была не меньше, а таких очередей в поликлиниках не было! Кто-то подозревает, что это выгодно медучреждениям финансово: если пациент сразу попадет к врачу узкой специальности – это один прием, а если еще поход к терапевту – оплата из фонда медстрахования уже за два приема.
Неужели, внедряя с благими намерениями обязательный только по направлению терапевта, прием врача узкой специальности, хотели, как лучше, а на практике получилось, как всегда?
– Терапевт стал диспетчером, которому некогда заниматься лечением своих больных. В очередях скандалы от пациентов, пришедших за лечением к терапевту к тем, кому нужно только направление к врачу узкой специальности. Терапевтов надо освободить от функции диспетчеров, иначе внедренное ОСМС будет провалено.
Но это все – констатация фактов. Что конкретно предлагает практикующий врач?
1-й вариант: создать предварительные кабинеты, где врач или медсестра выдают заготовки направлений на все исследования, необходимые для того или иного узкого специалиста, и сразу записывают к врачу узкой специальности. Результаты исследований изучать должен врач узкой специальности уже на приеме.
2-й вариант: пациент сразу записывается и попадает на прием к врачу узкой специальности, где врач или его медсестра после краткого предварительного осмотра или беседы, дают направления на только необходимые исследования и назначают повторный прием с результатами исследований. Это намного быстрее, чем нескольким пациентам сидеть в очереди в кабинет предварительного осмотра.
Кроме того, врач Дюсенгали Байтубаев дает еще один дельный совет: Минздраву о недостатках внедренного ОСМС надо спрашивать не у руководителей поликлиник (их ответ – «все хорошо!»), а спрашивать именно у пациентов.
– А к руководителям поликлиник предложение: если вы видите, что во благо пациентов надо срочно разделить очереди больных к терапевту и пациентов, желающих попасть на прием к врачу узкой специальности, сделайте это самостоятельно, никакого нарушения, думаю, здесь нет. Или обратитесь уже в Минздрав с предложениями.
Прислушаются ли чиновники от медицины к разумным доводам?
Статья опубликована в №17, от 15.02.2022 газеты "Вечерний Алматы".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!