В мае прошлого года Главой государства был подписан закон, внесший поправки в действующие нормы, направленные на защиту детей.
В настоящий момент социальные сети буквально захлестнула волна видеороликов, демонстрирующих буквально звериную жестокость казахстанских подростков по отношению к своим сверстникам. То есть проблема буллинга остается актуальной, закон был принят своевременно, и главная задача – чтобы он начал работать, как задумано.
Наши выводы подтвердил директор общественного фонда «Цифровое общество» Нургали Рахманов, который также уверен, что буллинг все еще остается серьезной проблемой в школах страны, и требуются постоянные усилия для устранения этой проблемы.
– Буллинг в школах является всемирным вызовом. Это сложная проблема, которая может иметь множество причин: нехватка эмпатии и социальных навыков, желание обладать властью и контролем, подверженность агрессивному поведению, низкая самооценка, психические расстройства, семейные или социальные трудности. К тому же, буллинг может привести к созданию культуры насилия в школе. Важность сотрудничества между школьной администрацией, родителями и сообществом нельзя переоценивать, чтобы бороться с коренными причинами буллинга и создать безопасную и включающую среду для всех учеников, – отметил Рахманов.
Эксперт привел примеры, как решается эта проблема в других государствах.
– В Финляндии, Швеции и Дании удалось создать безопасные и поддерживающие школьные среды. Они внедряют различные меры против буллинга и для поддержки жертв, к примеру, обучение для учителей и учеников, программы психологической поддержки и увеличение осведомленности о буллинге, – рассказал он.
Дания использует ряд мер для создания безопасной и поддерживающей школьной среды. Тамошних учителей специально обучают, чтобы они могли распознавать проблемы с буллингом и другими формами насилия в школе. Школьные администрации совместно с родителями работают над созданием безопасной и поддерживающей среды. Самих школьников учат, как быть хорошими товарищами, уважительному обращению с другими людьми и способах защиты от буллинга.
Нургали Рахманов отметил важную деталь: современные интернет и социальные сети предоставляют новые способы нападений и оскорблений, которые ранее были недоступны. Это может привести к расширению и усугублению ущерба, вызываемого буллингом. Однако цифровые технологии также могут использоваться для создания инструментов помощи жертвам буллинга и предотвращения этого явления. Общественник предлагает следующие меры борьбы с буллингом в школах:
– внедрение программ, которые просвещают учащихся о последствиях буллинга и учат их предотвращать и отвечать на него;
– политика поддержки, которая обеспечит жертвам буллинга психологическую и юридическую помощь;
– поддержка и финансирование общественных кампаний, направленных на предотвращение буллинга и повышение осведомленности об этой проблеме;
– разработка системы сотрудничества между правительством, школами и сообществом родителей.
– Победить буллинг в школах можно с помощью совместных усилий учителей, учащихся, родителей и общества, – уверен Нургали Рахманов.
Педагог-психолог с почти тридцатилетним стажем работы в сфере высшего образования Газиза Абдиева рассказала о том, как распознать буллинг.
– Появление такого рода явления в подростковой среде зависит от психологического микроклимата в группе. Буллинг может продолжаться долгое время и за пределами школы, в интернет-сети. Жертве могут писать оскорбительные или обидные слова, высылать неприятные картинки. Такого рода постоянная психологическая агрессия со стороны сверстников даже может привести подростков к суициду, – рассказывает психолог.
Поэтому, по ее мнению, важно данную деликатную тему буллинга обсуждать, затрагивать в СМИ.
– Страшно, что не всегда подростки говорят о своем замкнутом психологическом состоянии родителям. Родители и педагоги на протяжении долгого времени могут ничего не замечать, – подчеркнула Газиза Ильясовна.
В связи с этим эксперт советует взрослым наблюдать за характерными особенностями в поведении подростка. Он становится нервным и закрытым, категорически отказывается участвовать в общих школьных и классных мероприятиях, не рассказывает ничего о своей школьной жизни.
– Если ваш ребенок действительно стал таким, важно пообщаться с ним и без ущерба психике подростка выстроить алгоритм своих действий. Важно дать понять, что он может доверять и положиться на вас, – отметила психолог.
Не следует после этого говорить подростку, мол, «не обращай внимания, все пройдет», это может уничтожить доверие к вам.
– Не молчите, но сохраняйте максимальное спокойствие, не устраивайте скандалов, разборок в школе с руководством или с обидчиками. Это может только навредить вашему ребенку. Необходимо донести до руководства школы какие-то доказательства об издевательствах (видео, фото, побои). Предложите дополнительное занятие своему ребенку – спорт, музыка, что сам выберет, чтобы он смог поменять круг своего окружения и найти новых друзей. Постарайтесь сходить вместе к психологу – скорректировать модель поведения подростка. Психолог может дать рекомендации не только ребенку, но и вам, – порекомендовала Газиза Абдиева.
Статья опубликована в №51 от 22.04.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Небезопасная среда».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!