Председатель авторского общества «Абырой» Марс Суленов поприветствовал гостей республиканской конференции правообладателей и озвучил цель проведения мероприятия: по его словам, возникла необходимость создать диалоговую площадку, где стороны в спокойной обстановке смогут высказать свои проблемы и пожелания.
Бахытжамал Оспанова, директор Национальной библиотеки РК, рассказала о том, как хранилище книг переживает этап оцифровки.
– Вопросы авторского права, защиты интеллектуальной собственности всегда были актуальны. Проблемы касаются и нашей библиотечной деятельности. Сохранение национального книжного фонда и максимальное обеспечение доступа к изданиям являются одной из приоритетных функций всех библиотек страны. Одним из способов обеспечения сохранности фондов является перевод печатных изданий в цифровой формат.
Однако, по словам Бахытжамал Оспановой, нормы действующего закона РК «Об авторском праве и смежных правах» не позволяют предоставить читателю в полном объеме произведения современных авторов в цифровом формате. Деятельность библиотек затруднена из-за того, что на оцифровку каждой книги необходимо получение письменного разрешения автора или правообладателя. Весь этот процесс сопровождается массой работ юридического и финансового характера. Перевод в цифровую форму допускается без согласия автора только по истечении 70 лет после его смерти.
– С одной стороны – библиотеки обязаны соблюдать права авторов, а с другой – обеспечить широкое использование трудов для образования, просвещения и научной деятельности. Согласно закону РК «Об авторском праве и смежных правах» произведения становятся общественным достоянием через 70 лет после смерти автора. По истечении этого времени можно оцифровывать книгу без согласия правообладателя. Новые книги, которые выходят в печатном виде, оцифровывать нельзя, если нет договора с правообладателем, – сообщила директор Национальной библиотеки.
Несмотря на сложности, работники библиотеки нашли выход из ситуации, который частично помогает упростить процесс оцифровки.
– Национальная библиотека РК заключает авторский договор о передаче неисключительных прав на использование объектов интеллектуальной собственности, согласно которому автор предоставляет библиотеке неисключительные права на размещение в электронном каталоге, на сайте и на других платформах. На сегодняшний день мы заключили около 700 договоров с авторами. Считаем, что национальное законодательство в области авторского права должно иметь специальную статью, предусматривающую право библиотек как важных общественных центров доступа к информации, – подытожила Бахытжамал Оспанова.
О проблемах авторского права рассказал Али Шаукенов, советник президента АО «Казахфильм» по стратегическим вопросам.
– Одна из ключевых проблем, с которыми сталкивается «Казахфильм» – это защита интеллектуальных прав. В целях широкого допуска зрителей ряд фильмов был размещен киностудией на стриминговых платформах. Есть проект, по которому мы разместили более 100 фильмов, чтобы казахстанцы имели доступ к кинокартинам в хорошем качестве. Но, к сожалению, наши фильмы иногда размещают третьи лица, которые вообще не имеют никакого отношения к киностудии. Есть и обратная сторона – когда киностудия нарушает права третьих лиц. Сейчас мы намерены с Министерством культуры и спорта реализовать программу по оцифровке и реставрации кинокартин. Возникает проблема – в советское время все кинокартины направлялись в государственный кинофонд Советского Союза, в Москву. Сейчас все исходные материалы находятся в Москве. Переговоры с российской стороной у нас были, но они утверждают, что это наследие Советского Союза, и все материалы принадлежат Российской Федерации. Однако есть и положительные моменты: благодаря содействию министерств иностранных дел и культуры мы договорились с архивом «Белые столбы», в котором основной фонд составляют наши кинокартины. Соглашение заключается в том, что в этом году совместно с российской стороной мы начинаем оцифровку. Они нам оцифровывают кинокартины, а мы будем заниматься реставрацией. Именно по реставрации и оцифровке возникают проблемы авторского права. Согласно пункту 1 статьи 16 Закона «Об авторском праве и смежных правах» оцифровка и реставрация фонда киностудии может быть произведена только правообладателем или с его согласия.
Киностудия занимается очисткой прав, однако, по словам советника президента, это довольно затратный процесс.
– Два года назад мы оптимизировали работу по очистке прав. Например, в фильмах «Аманат», «Мой грешный ангел» и «Земля обетованная» была использована песня «Синий платочек». Мы связались с правообладателем для того, чтобы получить разрешение на использование этой песни в кинокартинах, сумма вышла солидная – 25 тысяч евро. Стоимость полной очистки прав кинокартины «Мой грешный ангел» составляет 1,5 миллиона тенге, – уточнил Алит Шаукенов.
Проблемы авторских прав, с которыми сталкиваются художники, отличаются от сложностей деятелей других видов искусства. Об этом заявила Асия Хайруллина, член правления Союза художников Казахстана.
– Мы работаем с уникальными произведениями. Каждый создает свои картины, скульптуры, графику, а авторское право художников сталкивается с проблемой «серого рынка». Чаще всего используются простые приемы передачи произведений – продажи. Об авторских правах практически никто не задумывается.
Художники нуждаются в отдельных организациях, которые отвечали бы на их вопросы о тонкостях закона «Об авторских правах».
– Многие художники выходят на цифровые платформы – для нас это неизведанное дело. У нас есть творческие союзы. Они нуждаются в отдельном управлении, которое могло бы отвечать на запросы по авторским правам. Есть большие проблемы с тиражированием работ автора без учета согласия. Есть также проблема доступа – для художника стоимость регистрации авторских прав начинается от 107 тысяч тенге. Эта сумма для многих деятелей искусств неподъемна, – подытожила Асия Хайруллина.
Статья опубликована в №70, от 21.06.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Проблемные права".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!