Доктор философских наук рассказала об особенностях развития казахстанского общества, сообщает Vecher.kz.
Президент РК Касым-Жомарт Токаев в своих выступлениях неоднократно подчеркивал важность межконфессионального согласия, толерантности к другим культурам.
«Такое тесное переплетение традиций, межэтническое и межконфессиональное согласие, толерантность к другим культурам – наше бесценное достояние, наш, как сейчас принято говорить, национальный бренд. Культурными и нравственными основами нашей единой нации также являются патриотизм, учтивость, гостеприимство, трудолюбие, почитание народных традиций и семейных устоев. И это, можно сказать, нравственный остов всего нашего общества. На этом зиждились многовековые представления нашего народа о внутреннем моральном стержне каждого человека. Формула великого Абая гласит: «Ум, волю и сердце держи в равновесии, все это сделает тебя совершенным». Действительно, только люди, обладающие глубоким мировоззрением и высоким уровнем ответственности, смогут модернизировать общество и повести вперед нашу нацию, объединяющую представителей разных этносов и культур», – сказал Глава государства на XXXII сессии Ассамблеи народа Казахстана.
Доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук РК, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета науки МОН РК Наталья Сейтахметова считает, что межконфессиональное согласие в условиях консилидации общества является фактором устойчивого развития диалога между религиями, конфессиями, верующими разных религиозных традиций и культур.
– Для Казахстана межконфессиональное единство – это тренд, направленный на духовное, культурное развитие общества. Данное явление как визитная карточка Казахстана ко многому обязывает. Исходя из этого, мы как раз можем говорить о том, что политика, направленная на единство, межконфессиональное единство Казахстана имеет колоссальное значение в воспитании молодежи. Геополитическая мировая ситуация показывает, что в условиях такой турбулентности различных религиозных конфликтов, фактор межконфессионального согласия очень важен. Его роль как раз в том, чтобы стабилизировать отношения, поскольку мы прекрасно понимаем, что многие проблемы возникают на фоне и в контексте различных религиозных переформатирований, конверсий, технологий, которые, по сути дела, пытаются перекраивать те или иные уже устойчивые идентичности, находящиеся в религиозном ландшафте. Именно поэтому, межконфессиональное единство играет очень важную роль, – подчеркнула эксперт.
Оценивая нынешнюю молодежь, профессор отметила их мобильность, быструю реакцию на все новое, неизведанное и способность к инноватике. При этом молодые люди наиболее уязвимы для разного рода идеологических вливаний, не всегда нужных и даже опасных. Часто молодежь подвергается радикалистскому влиянию. Для предотвращения подобного, необходимы образовательные программы, направленные на формирование культуры межконфессионального согласия. Более того, имеются проблемы не только между конфессиями, но и внутри конфессий, это очень опасный вызов.
– Он как раз и направлен на разрушение имеющихся социальной и личностной идентичности, на разрушение наших традиций, на утерю собственно культурного суверенитета, – считает спикер.
Откуда идут вызовы? Как правило, эти вызовы всегда идут извне, считает она. По ее мнению, зачастую мы не можем определить источники, но латентные вызовы существуют. Поскольку молодежь реагирует очень быстро на те или иные предложения, существует опасность потери устойчивого контекста той религиозной идентичности нашей молодежи, которая уже сформирована. Необходимо принимать воспитательные, образовательные, просветительские меры, популяризировать наши собственные культурные традиции, в которых как раз существует вероисповедание в исторически сложившейся ситуации, в исторически сложившихся уже развивающихся дискурсов. Устойчивость наших традиций должна быть презентирована молодежи, и она должна опираться на нашу историю, традиции.
– Все это как раз может стать таким заслоном, барьером для неприятия радикалистской, экстремистской, ну и другой идеологии, которая нам абсолютно чужда и несет в себе угрозу нашей духовной и национальной безопасности, – считает Наталья Сейтахметова.
Доктор философских наук также отметила огромное значение культуры толерантности. Основные принципы толерантности заключаются в принятии другой культуры, религии, имеющего право на жизнь, развитие.
– Должно быть понимание того, что другую религию необходимо уважать, не нужно никаких фобий, выпадов против другой религии и культур. Когда-то принципы толерантности были провозглашены ЮНЕСКО, и они соблюдаются в цивилизованных обществах. Нам необходимо с первых, осмысленных лет жизни молодежи своим поведением показывать культуру толерантности. Толерантность – это ведь не просто терпеть друг друга, а уважение, основа диалога, коммуникации между людьми. Межконфессиональное согласие и толерантность взаимосвязаны. Их единство является залогом мирного, комфортабельного сосуществования людей разных религий и культур. Вот именно поэтому в цивилизованном обществе толерантность играет первостепенную роль и первостепенную задачу, – подчеркнула профессор.
Исторически сложилось так, что в Казахстане толерантность имеет свои давние истоки, на территории Казахстана религиозный ландшафт был очень многообразным, добавила она. Здесь были и сосуществовали различные религии, как древние, так и авраамические. На казахской земле наблюдался зороастризм, буддизм, манихейство, потом христианство, иудаизм, ислам и так далее. То есть религии имели возможность мирно сосуществовать друг с другом. Эта историческая сложившаяся ситуация такого толерантного комфортабельного сосуществования, по сути дела, реализуется сегодня в концепте единства и многообразия.
– Во всех религиях толерантность является условием и дорогой к миру. Например, в исламе толерантность представляют тасамох и сабр, являющиеся высшими моральными ценностями, которые необходимы человеку. Я приведу знаменитый аят из второй суры: «Нет принуждения в религии». Данный аят доказывает важность толерантного отношения к другой вере, к другой религиозной традиции, которые необходимо уважать. Есть хадис о том, что Пророка Мухаммеда (мир ему!) спросили, кто же такой мусульманин, можно ли дать ему какое-то конкретное определение? Пророк ответил: «Мусульманин – это тот, от руки и языка которого никто не пострадал». Собственно, любой верующий должен быть таким, не создавая язык вражды и враждебное поведение. Одним словом, культура толерантности необходима любому обществу. В нашей стране следует формировать культуру толерантности, так как это необходимое условие и залог нашей консолидации и взаимопонимания общества, – отметила спикер.
Эксперт считает, что светские ценности, такие как свобода печати, свобода слова, свобода вероисповедания, справедливость, равноправие, право на образование и так далее были завоеваны Казахстаном в процессе истории нашего государства и они очень важны для становления нового Казахстана. Светские, религиозные ценности формируют духовно-культурный ландшафт страны, массовое сознание. Роль религиозных ценностей заключается в трансцендировании нравственности и милосердия, что очень важно и необходимо любому обществу.
Идеальный вариант – это баланс между светским и религиозным, между светскими и религиозными ценностями, где религиозность сохраняет устойчивый доминант у морали в светском демократическом обществе, добавила она. Многие ценности не противоречат друг другу, оба обладают универсальным содержанием, которое необходимо для конструирования справедливого общества. На ее взгляд, современная молодежь в настоящее время образованна, информативна. У них сформированы собственные ценности: свобода, стремление к индивидуальности, открытости, самовыражению.
– К примеру, по всему городу, как мы видим, висят такие различные билборды, плакаты, призывы «Басқаша бол». Это ведь тренд на новую ценность, быть особенным, быть другим, но всегда необходимо воспитание традиционными ценностями, которые заложены в казахской культуре. К ним относится уважение старших, родственников, своей религии, духовной традиции. Самое главное, нужно учить уважать традиции и культуры других людей. Также никто не отменил в конце концов базовые универсальные ценности – любовь, справедливость, милосердие, – сказала профессор.
По мнению спикера, религиозные и светские ценности могут дополнять друг друга в воспитании молодежи. Само формирование ценности должно закладываться в процессе воспитания и образования. Существуют различные организации, программы, нацеленные на раскрытие ценности у молодежи. У них существует ценностная шкала, которая показывает, что современная молодежь стремится к индивидуализации ценности.
В этой связи крайне важно соблюдение баланса между индивидуальными ценностями и ценностями общества. С одной стороны, индивидуализация радует, личность развивается, но мы понимаем, что человек, живущий в традиционном обществе, должен быть гибким, чтить традиции и передавать духовные ценности новому поколению. В рамках деятельности ООН, ЮНЕСКО существует множество программ по межконфессиональному диалогу. Наряду с этим реализуются и национальные проекты по продвижению межкультурного и межконфессионального диалога.
– У нас есть центры по развитию межконфессионального диалога, знаменитая площадка съезда лидеров мировых и традиционных религий. В выступлениях и месседжах нашего Президента мы всегда отмечаем упор на продвижение межконфессионального согласия не только в нашей стране, но и в мире. Прошедший осенью форум молодых религиозных лидеров показал, что имеется тренд на межконфессиональное согласие. Глава государства на открытии седьмого съезда лидеров мировых и традиционных религий сказал, что народ Казахстана впитал в себя традиции разных цивилизаций и религий, дух толерантности и открытости. Поэтому принцип единства в многообразии для нас является основополагающим. Различные диалоговые площадки отражают востребованность в продвижении межконфессионального диалога и необходимости вовлечения в них молодежи. Считаю, что нужно организовывать больше мероприятий по продвижению толерантности в обществе, проводить открытые лекции, семинары по гармонизации и совершенствованию межконфессионального согласия и единства. «Все это необходимо для духовной культурной, а значит и для нашей национальной безопасности, – подчеркнула эксперт.
Наталья Сейтахметова добавила, что только образование и семья вносит основную лепту в формирование культуры толерантности. Следовательно, охват просветительских программ необходимо увеличить и выводить их на уровень массмедиа во всевозможных форматах. Также культуру толерантности необходимо прививать с детского сада. При этом эксперт считает необходимым анализ эффективности программ, сбор эмпирических данных.
– К привитию культуры толерантности необходимо относиться очень серьезно, потому что в любом светском обществе необходимо толерантное, религиозное сознание, что станет основой не только для межконфессионального но и внутриконфессионального единства. При помощи культуры толерантности, презентации этих принципов, мы можем как раз и привить эту культуру толерантности для конфессии внутри самой себя. Внутриконфессиональное единство – очень важный маркер для развития нашего общества, – считает она.
Кроме того, член-корреспондент Национальной академии наук отметила роль цифровой реальности в воспитании и формировании мировоззрения у молодежи. Молодое поколение сталкивается с огромным контентом, созданным различными религиозными сайтами. Кибер-проповедники призывают к совершению того или иного религиозного ритуала, обряда и т.п.
– Мы видим, как в цифровой реальности существует религиозное киберпространство, оказывающее влияние на переформатирование, деконструкцию имеющейся идентичности у молодежи. Вот поэтому очень важно, чтобы молодежь могла отсеивать все лишнее. В этом может помочь размещение воспитательного, образовательного контента, показывающего историю, наших традиций, культуру. Нужно применять современный формат подачи информации. Несомненно, социальные сети, цифровое пространство оказывают огромное влияние на сознание молодежи, – отметила доктор наук.
По мнению Натальи Сейтахметовой, культурные различия играют положительную роль. Знание другой культуры и ее постижение помогает понять свою собственную культуру.
– Если бы Господь хотел, чтобы все были одинаковыми, он бы это сделал. Но он создал всех разными и по цвету кожи, и по языку, и по ментальности и т.д. Поэтому вот это многообразие мира, которое существует, оно как раз и дает нам прекрасную возможность в этой жизни. Рерих говорил, что даже утрата акцента уже снижает вообще красоту картины мира и красоту культуры, – говорит профессор.
Она считает, что молодежные организации должны играть большую роль в продвижении межконфессионального согласия. И она может развивать этот тренд на межконфессиональное согласие, на имплементацию светских ценностей, науки, образования, свободы слова, как на локальном, так и на международном уровне.
– Размещение тематического контента о межконфессиональном согласии, о диалоге, необходимости коммуникации будет объединять молодежь и наше общество, – резюмировала спикер.