Будущее – за технологиями, и тот, кто их осваивает, становится невероятно востребованным специалистом – человеком XXI века.
На сегодняшний день сфера IT все чаще привлекает молодых людей – они стремятся стать айтишниками, программистами и разработчиками. Хороший доход, востребованность, широкие перспективы – вот что может дать работа в IT-сфере. Героиня нашего интервью, Карина Джексембиева, junior+ backend developer (официальное название ее должности. – Прим. ред.) в одной из крупных кредитных компаний, рассказала о своем становлении в сфере IT и дала актуальные советы для желающих стать айтишниками.
«Я любила видеоигры»
– До 11 класса у меня не было ни малейшего представления о том, кем я стану в будущем, но я очень любила видеоигры. И уже тогда решила для себя, что хочу развиваться в этом направлении, но я мало знала о специальностях в самой игровой индустрии. Я не знала, что над созданием игр трудятся различные специалисты: сценаристы, проектные менеджеры, 3D-аниматоры, модельеры. Я знала лишь о том, что существует game development. О работе программиста даже речи не шло – я понятия не имела, в чем заключается их деятельность.
Видеоигры? Мне понравится! К такому заключению я пришла и решила стать разработчиком, – говорит Карина.
Свой путь в IT девушка пыталась начать еще в 11 классе. У нее был друг, который на тот момент учился на программиста. Карина попросила его помочь с программированием, объяснить азы и ввести в курс дела. Он не отказался, поскольку у него был свой интерес в этом – получение педагогического опыта. Поначалу все шло гладко, но в какой-то момент занятия застопорились.
– У меня не получалось, когда мы изучали циклы. Я отложила это в долгий ящик, решив, что разберусь с непонятными вещами в университете. Кроме того, я не узнавала целенаправленно об особенностях специальности и поступила опрометчиво – нужно было заранее изучить саму профессию, рассмотреть университеты. В то время, когда я заканчивала школу, было несколько направлений в IT: автоматизация и управление, информационная безопасность, радиотехника, информационные системы (ИС), вычислительная техника и программное обеспечение (ВТиПО). Никто не мог мне объяснить разницу между последними двумя направлениями, поэтому я пошла в университет и узнавала уже там. Мне сказали, что ИС – это больше про управление, менеджмент, не только напрямую программирование, а ВТиПО – это чистое программирование и работа с «железом». Мне казалось, что я совсем не творческий человек, я не люблю менеджмент и мне не интересно руководить – я технарь и хочу программирование в чистом виде. Еще мне тогда казалось, что «копаться в железе» – это увлекательно. Я еще подумала о том, что когда-нибудь соберу себе персональный компьютер. Так я и поступила на ВТиПО.
Гранит науки
Карина утверждает, что в университет поступить было сложно в том плане, что нужно было сначала сдать Единое национальное тестирование. Их выпуск попал под реформы в ЕНТ – сдавали его по новому формату. Ребята не знали, чего ожидать, и готовились по мере своих сил.
– Я набрала 113 из 140 возможных баллов, для меня это было трагедией – мне казалось, что это очень мало, и на грант я не поступлю. Чтобы подать заявление на грант, можно было поехать в любой ближайший университет. В бланке можно было указать четыре любых вуза. Я поехала в университет имени Сулеймана Демиреля (СДУ), куда хотела поступить, и заполняла заявление там. С уверенностью, что я буду учиться именно в этом университете, вне зависимости получу грант или нет, я указала в бланке лишь две специальности. Обе – в СДУ. В итоге я поступила на грант.
Карину университет устраивал. По ее словам, преподаватели старались дать студентам все возможное.
– Проблема была во мне. После первого семестра я сдалась, думая, что программирование – это не мое, но все-таки решила доучиться – я же медалистка, в семье на меня все рассчитывали. Учиться было неинтересно, лекции я слушала вполуха, домашние задания выполняла вполсилы. Университет действительно был хороший – все мои однокурсники вышли оттуда сильными специалистами. Они начали работать уже на втором-третьем курсах. Большинство того, что я изучала в университете, на практике мне не пригодилось, но дало много теории. Благодаря тому что мы изучали много общих специальностей, когда я вышла на работу, у меня было достаточно базовых знаний. На третьем курсе, когда мы могли выбирать дополнительный предмет, многие выбрали разработку игр. Мы делились на команды от двух до четырех человек. За семестр нужно было написать игру, и мы с ребятами сделали это с нуля. Я была сценаристом, придумала идею, концепт, помогала искать 3D-фигурки. По сути, чтобы войти в игровую индустрию, необязательно быть разработчиком.
Сейчас девушка работает по специальности и очень довольна своей работой. Однако все это начиналось достаточно забавно…
– Как я уже говорила, после первого семестра я была уверена, что программистом мне не стать, но к концу четвертого курса мы узнали, что должны отработать свой грант по специальности. Дядя предложил мне пройти стажировку у его друга, а там – как получится. Я пришла в компанию, и у меня спросили, чего я вообще хочу. Тогда мне казалось, что backend (разработка бизнес-логики продукта. – Прим. ред.) – что-то невероятно сложное, именно он у меня не получался в первом семестре. Соответственно, я решила попробовать frontend (презентационная часть информационной или программной системы, ее пользовательский интерфейс и связанные с ним компоненты. – Прим. ред.), хотя это тоже довольно сложно. Видеть наглядное было проще, чем работать с backend, где все абстрактное и можно увидеть лишь буквы и цифры. На стажировке мой ментор пытался показать backend, но он начал не с самых простых вещей. В итоге я вообще ничего не поняла, занялась «мобилкой», мне дали задания – изучить тему в YouTube, сверстать мобильное приложение. На протяжении трех месяцев я занималась этим. Для меня верстка была достаточно понятной. Когда моя трехмесячная стажировка подошла к концу, мой ментор сообщил мне, что вакансий на мобильную разработку нет. И даже если бы были, то я бы написала мобильное приложение – и все, мои услуги больше не нужны, поскольку компания в принципе не занимается этим.
Мне предложили вакансию в backend. Выбора особо не было – нужно было отнести документы в университет, подтверждающие, что я отрабатываю грант. Поначалу было сложно, мои знания были минимальные. Спасибо Google, я разбиралась с его помощью. Мне не давали сложные задания, а только проекты, в которых были какие-то ошибки. Сегодня мои коллеги всегда готовы помочь, за что я очень благодарна.
Профессия будущего
В обязанности Карины входит разработка алгоритмов, проектов, создание api для интеграции одних сервисов с другими, а также исправление ошибок в уже готовых проектах. Сейчас Карину устраивает backend-разработка, хотя поначалу ей казалось, что это вообще не ее стихия. По словам девушки, чем больше времени человек этому посвящает, тем больше понимает, что это не так уж и сложно.
– IT можно назвать профессией будущего, потому что то, чем занимаюсь я, – это лишь часть огромной системы. Есть также поддержка, аналитика, тестировка, автоматизация. Очень многое в IT не всегда связано с технической частью. Менеджеры проектов и продуктов также относятся к деятельности IT, но они больше работают с людьми и нашими клиентами.
Также Карина дала рекомендации начинающим специалистам. По ее словам, упорство – хороший проводник к успеху в сфере IT.
– Молодым я могла бы посоветовать быть упорными, потому что программирование – это навык. С ним не рождаются, его приобретают в многочисленных попытках. Когда ты делаешь что-то десятки тысяч раз, ты запоминаешь это навсегда. Нужно также решать логические задачи на алгоритмы. Если этому уделить хотя бы десять минут в день, то даже во сне наш мозг параллельно будет думать о нерешенной задаче. Рано или поздно она решится. Как сказал мой ментор, нужно уделять десять минут в день обучению – это не так много, но за год можно приобрести много новых навыков. Поначалу IT будет казаться чем-то сложным. Каждый раз при изучении чего-то нового нужны будут старые знания. Это смущает и напрягает, но нужно привыкнуть и все время учиться. Многие наши тестировщики пришли в компанию без образования, они закончили курсы. У меня есть коллега, которой 38 лет, она пришла в IT около трех лет назад. Сейчас она, как и я, младший разработчик. То есть начать свой путь в IT никогда не поздно.
Также Карина советует выпускникам университетов мониторить вакансии в Telegram, многие компании готовы принять стажеров и людей без опыта работы. Многие крупные IT-компании часто проводят обучение для новичков.
– Нужно участвовать в различных стажировках, начиная уже с третьего-четвертого курса, чтобы по окончании университета у выпускников был практический опыт и рекомендации. Даже если у стажера нет опыта – в процессе обучения можно все освоить.
Статья опубликована в №4, от 12.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Проводник к успеху".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!