Психолог Гульзат Асанова: семья как ячейка общества на грани

Психолог Гульзат Асанова: семья как ячейка общества на грани Источник фото: family3.ru

За последние 30 лет в Казахстане увеличилось количество неблагополучных семей.


Своими размышлениями о том, почему важно уделять больше внимания школьникам в период онлайн-обучения и что нужно предпринять государству, школьным учителям и родителям, дабы не случилась трагедия, подобная ЧП в Казани, в беседе с корреспондентом Vecher.kz поделилась председатель Союза психологов Казахстана, практикующий психолог Гульзат Асанова.


- Что не так с нашей образовательной системой?


- Проблема в двойных стандартах образовательной системы. Учителя заняты всем, но только не своими прямыми обязанностями. Они перестали давать знания. На протяжении 30 лет педагоги превращались в статистов, сдающих отчеты, но не в доброжелательных преподавателей. Это не только у нас в стране – такое происходит повсюду.     



Что остается делать ребенку, который оставался один на один со своими проблемами и в нужный момент рядом не было родителя или учителя, который поддержал и понял его? Уничтожить, объявить протест, отомстить этой всей системе, то есть школе. Нападения в школах – это первые сигналы, кричащие, что с образовательной системой что-то не так. Значит, нет связи и отношений учителя с учеником, школьника со сверстниками, руководства с учителем, правительства с руководством образовательных учреждений – список можно продолжать бесконечно.



Необходимо провести социально-психологическое исследование и выявить пробелы образовательной системы. Да, сейчас мы наконец-то поправки внесли в закон об образовании, но, чтобы получить плоды, нам нужно подождать еще 25 лет.


- В чем причина насилия среди школьников? Почему ребенок обижает другого независимо от возраста?


- Все начинается с семьи. Когда ребенок видит, как другой член семьи обижает другого, – для него это становится нормой. Именно поэтому ребенок может стать отражением отношений в семье. Многие могут не согласиться со мной и опровергнуть этот факт, но я об общих тенденциях сейчас, а не о конкретной ситуации. Есть примеры, когда ребенок рос в неблагополучной семье, будучи взрослым, решил: «В моей семье такого не будет» – действительно у него получается построить свою здоровую семью. Но таких не так много.


- Что поменялось в психологии детей за последние 10-20 лет?


- Дети появляются и растут в семьях. В свою очередь семьи бывают девиантные и традиционные. Девиантные семьи – это неблагополучные семьи. Смешанные и внебрачные, неполные, проблемные, конфликтные, кризисные и дезорганизованные.



В таких семьях чаще преобладает культ личных, эгоистичных интересов какого-то члена семьи, сосредоточенность каждого из членов семьи на себе. Социально-психологические цели членов неблагополучной семьи обычно сводятся к индивидуальному самоутверждению, достижению собственных эгоистических потребностей, в том числе в избранной сфере деятельности и в будущем своих детей. Психологическая обстановка в таких семьях способствует появлению трудных детей и до 90% имеют отклонения от нормы в поведении.   



Если копнуть глубже, семья сама по себе не становится девиантной. Семья живет в социуме, являясь ячейкой общества. Социально-экономическое положение страны также в целом влияет на формирование той или иной семьи. Всегда были и будут неблагополучные семьи. Другое дело их баланс с традиционными семьями. 


За последние 30 лет в нашей стране увеличилось появление неблагополучных семей, откуда путевку в жизнь получают дети. Все взаимосвязано. Если в ближайшее время мы все вместе не начнем комплексно подходить к решению проблем семьи, через 25 лет мы сами себя уничтожим.


- Как вести себя при чрезвычайных ситуациях школьникам и учителям?


- Во-первых, учителя у нас не обучены правилам поведения в различных чрезвычайных ситуациях. Раньше проходили занятия по гражданской обороне, в настоящее время, увы, таких занятий нет ни с детьми, ни с учителями.


- Должен ли школьный психолог работать с трудными детьми?


- В школе их называют педагогами-психологами, а не школьными психологами. А между ними есть существенная разница. У педагога-психолога на сегодня в должностных обязанностях прописано 15 функций, но в этих функциональных обязанностях нет и слова о работе с трудными детьми. Отсюда делайте выводы.


- Кто должен нести ответственность за поведение детей будь то травля или физический вред – администрация школы, родители или сам ребенок?


- За поведение своего ребенка в первую очередь должны нести родители, а потом уже та среда, в которой находится ребенок. Школа несет ответственность за учебный процесс. Психолог в школе в ходе своей деятельности, наблюдая, выявляя, на мой взгляд, должен направить на консультацию семью либо сам должен проводить необходимую работу.


- Что необходимо предпринять родителям, чтобы не допустить печальных последствий?


- Родителям надо быть все время в дружеском взаимодействии с ребенком. Из-за занятости родителей на работе, а дома домашними делами – они не уделяют должного внимания своему чаду.



В подростковом возрасте внимание должно быть увеличено вдвойне. Это самый важные возраст – ребенок переходит через пубертат во взрослую жизнь. Если рядом он не находит поддержки взрослого, которая очень важна для становления его личности, – это может привести к плачевным результатам.



- В связи с пандемией большинство казахстанских школьников проходят обучение в онлайн-режиме. Скажите, пожалуйста, чем это чревато?


- В настоящее время на территории Казахстана специально проведенных исследований на эту тему нет. Я поделюсь своими наблюдениями.



Не стоит забывать, что у каждого возраста есть свои особенности. Онлайн-обучение подходит молодежи старше 17-18 лет, они могут легко адаптироваться к этому формату. У детей младшего школьного возраста и у подростков высокая переключаемость внимания – они постоянно нуждаются в реальном взаимодействии и общении. Для них важно улавливать эмоции и установить контакт с учителем. В онлайн-режиме это отсутствует. У детей резко снижается интерес к учебе, они не выполняют домашние задания, так как сам процесс обучения не приносит эмоциональную удовлетворенность. 



Мы видим, что у детей и подростков резко возрос интерес к интернет-играм, потому что там они получают эмоции, которые не дает онлайн-обучение. Очень много обращений от родителей получают психологи с просьбой помочь оторвать детей от сотовых телефонов.


Напомним, 11 мая в школе №175 в Казани произошла стрельба, в результате чего погибли девять человек. Нападавший 19-летний Ильназ Галявиев, бывший ученик школы, после задержания на допросе в Следственном комитете вел себя агрессивно и утверждал, что «осознал себя Богом», в нем «начал пробуждаться монстр» и он «начал еще сильнее всех ненавидеть», а его биологическая мать не является настоящей матерью. За несколько дней до преступления он завел Телеграм-канал «Бог», где сообщил о намерении совершить много убийств и покончить с собой. 


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

11:10

10:37

10:04

20:53

19:26

18:40

17:57

17:28

16:56

16:30

16:06

15:40

15:13

14:48

14:26

14:03

13:40

13:18

12:53

12:31

12:21

12:09

11:47

11:25

11:03