Сайран Сайфеденов: Как вдохновить на высокие результаты в образовательном процессе

Сайран Сайфеденов: Как вдохновить на высокие результаты в образовательном процессе Управление образования Алматы

Подошел к концу учебный 2024-2025 год, завершились школьные экзамены. Алматы, по сложившейся традиции, встречает летние каникулы с высокими показателями в среднем и профессионально-техническом образовании. Конечно, есть и сложности в работе учебных заведений. Об итогах деятельности за прошедший период рассказывает в интервью  Vecher.kz руководитель Управления образования г. Алматы Сайран Сайфеденов. 

– Учебные занятия во всех организациях среднего образования нашего города завершились 23 мая 2025 года проведением единого классного часа на тему «Білімім – Отаныма». Учащимся был предоставлен список художественной литературы, рекомендуемой для чтения в период летних каникул, а также кинофильмов для просмотра. Итоговые экзамены для учащихся 9-х и 11-х классов проходят с 29 мая по 16 июня 2025 года.

В этом году в Алматы учебу закончили 349 465 детей, в том числе в государственных школах – 308 933 ученика. Из них более 33 000 – это учащиеся 9 классов и 18 000 – 11 классов. С отличием завершили 1764 выпускника, а 670 учащимся вручен знак «Алтын белгі». К слову, в прошлом году обладателями престижной награды стали 423 выпускника.

Отрадно, что показатели результатов учебы школьников Алматы, по итогам национальных и международных исследований, остаются стабильно высокими по сравнению с другими регионами страны. Мегаполис занимает лидирующую позицию в Казахстане по математической и естественно-научной грамотности. На международном исследовании PISA-2022 наши школьники по математической грамотности показали первое место по республике. Средний показатель по городу – 453 балла, что выше среднего по стране (425 баллов) и по ОЭСР (472 балла).

В области естественнонаучной грамотности Алматы показал высокий средний балл – 458 (по стране – 423 балла, по ОЭСР – 485 баллов) и занял первое место по Казахстану. В области читательской грамотности средний балл составил 423 (по стране – 386). Результаты PISA-2025 будут готовы в декабре 2026 года.

17 522 выпускников (92,1%) изъявили желание участвовать в едином тестировании. ЕНТ проводится с 16 мая по 7 июля на базе двух университетов – КазНУ им. Аль-Фараби и КазНПУ им. Абая. По результатам одного из двух попыток, выпускник, набравший наибольшие баллы, вправе  участвовать в конкурсе для поступления в вуз на государственный грант.

Хочется поблагодарить учителей за их нелегкий труд в деле воспитания и обучения детей. Свидетельством тому являются наши достижения. По итогам учебного года сборная команда Алматы заняла 41 призовое место на республиканской олимпиаде по естественно-математическому направлению.

Завоевав 9 золотых, 12 серебряных и 20 бронзовых медалей, заняла первое место. Сборная Алматы заняла 25 призовых мест по предметам общественно-гуманитарного направления и завоевала 7 золотых, 7 серебряных и 11 бронзовых медалей. По итогам олимпиады наша сборная показала наивысший результат в общекомандном зачёте, завоевав Гран-при. Мы по праву гордимся званием «Лучшая олимпиадная команда 2025 года».

– Алматы 23 года подряд удерживает первое место в республиканской олимпиаде по предметам естественно-математического направления. Призовые места ученики и студенты южной столицы занимают и по ряду других направлений, в учебе и спорте. С чем связаны такие высокие показатели?

– Да, Алматы занимает первое место и в республиканской Олимпиаде по физической культуре. Наши учащиеся стабильно занимают призовые места и в других направлениях. В республиканских Национальных инклюзивных играх «Жұлдызай» мы постоянные победители в общекомандном зачёте. В тройку лучших команд чемпионы города входят в Национальной школьной лиге. Все это является свидетельством высокого уровня преподавания, наличия сильных педагогов и активной работы с одарёнными детьми.

В рамках летней Гимназиады школьников РК, проводимой по 52 видам спорта, наши спортсмены в общекомандном зачете заняли II место. Как итог, учащийся гимназии №105 принял участие на Всемирной Гимназиаде по боксу, которая проходила в Сербии.

В текущем году на турнире Кубка «Еңбек», организованном Министерством просвещения РК, студенты колледжей Алматы стали первыми обладателями Кубка по 8 видам спорта.

Особое внимание у нас уделяется военно-патриотическому воспитанию и военно-прикладным видам спорта. Алматинцы – серебряные призёры Спартакиады «Қалқан-2025», показавшие отличные результаты в лыжных гонках, стрельбе и других дисциплинах. В июне наша команда примет участие в Международном военно-патриотическом сборе «Айбын», организованном Министерством обороны РК.

В Алматы проходят крупные соревнования, олимпиады, образовательные форумы, которые вдохновляют молодёжь стремиться к новым вершинам. Всё это создаёт уникальную экосистему, где каждый ребёнок имеет возможность раскрыть свой потенциал и добиться высоких результатов.

Серьезные показатели являются результатом системной работы образовательных учреждений города, поддержки со стороны акимата и развития инфраструктуры для талантливой молодежи. В нашем мегаполисе сосредоточены лучшие школы, лицеи и университеты страны, здесь активно функционируют центры подготовки и развития способностей учащихся. Большая заслуга также принадлежит Центру по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи «Алматы Дарыны» Управления образования города.

Большое значение имеет высокий уровень педагогического состава. Учителя регулярно проходят курсы повышения квалификации, обмениваются опытом на международных конференциях и внедряют инновационные методики обучения.

Не менее важным фактором является мотивированная и целеустремлённая молодежь. Ученики Алматы с детства нацелены на успех и имеют доступ к современным образовательным технологиям, программам обмена и международным конкурсам. Это позволяет им быть конкурентоспособными не только на республиканском уровне, но и на международной арене.

– Как показывает опыт, на результативность образования в школах влияют педагогические условия, важнейшее из которых – качество подготовки учителя. Какие работы проводятся для мотивации вовлеченности педагогов в учебный процесс и, как следствие, повышения качества образования? 

– Увеличение потребности в педагогических кадрах объясняется, прежде всего, ежегодно возрастающей текучестью кадров. За последние три года число учителей, выбывших в другие отрасли, составило 10%. Подавляющее большинство из них (93%) покидают школу по собственному желанию. Школы с русским языком обучения испытывают дефицит в специалистах математики, начальных классов и др. Одновременно растет число педагогов пенсионного возраста, которое на сегодня составляет 11%.

При этом, с 2020 года в общеобразовательных организациях число молодых педагогов со стажем до пяти лет выросло и составило 12% от общей численности педагогических работников. Как известно, основная сила, осуществляющая новое обучение – это молодые специалисты. Поэтому активное омолаживание педагогического состава в системе образования Алматы, безусловно, радует.

На сегодняшний день в учебных заведениях города работают более 27 000 учителей. Наши педагоги обладают высокой квалификацией, более 85% учителей имеют высшее профессиональное образование.

Лучшие педагоги страны, удостоенные почетного звания «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы», получают единовременную выплату в размере 1000 МРП. В октябре 2024 года директор гимназии №140 им. Макатаева, учитель физики Тлеубай Сания Ускенбаевна стала «Заслуженным учителем Казахстана».

В целях поиска молодых талантливых педагогов, способных заинтересовать учащихся своим предметом, повысить мотивацию к обучению, мы третий год подряд проводим конкурс «Алматы ұстазы». Он стал площадкой для профессионального роста. Радует, что с каждым годом популярность конкурса среди педагогов до 36 лет растет. Если в прошлогоднем конкурсе приняли участие 1500, то в этом году их число превысило 2000 учителей. В 2024 году 7 победителей прошли международную стажировку в Эстонии, а обладатель Гран-при учитель истории школы-лицея № 173 Ернур Бейсембаев дополнительно получил грант в размере 5 млн тенге от акима города.

В 2025 году педагоги города, принявшие участие в республиканском конкурсе «Чтение и математическая грамотность: успешная синергия», заняли ІІ место в командном зачете и І место в парном разряде.

Ежегодно проводится конкурс «Лучшая организация среднего образования города Алматы». В 2024 году ею стала гимназия №15, коллективу гимназии был присужден грант акима Алматы в размере 68 млн тенге. Грант направлен на улучшение материально-технического оснащения организации образования и научно-методического обеспечения образовательного процесса.

По итогам городского этапа Республиканского конкурса «Лучший педагог-2024», победителям было присвоено соответствующее звание, свидетельства получили 10 педагогов школ и колледжей, а также 10 педагогов награждены почетными грамотами Управления образования Алматы. В финале 4 из 10 наших педагогов заняли призовые места.

Мероприятия, направленные на профессиональное развитие городских педагогов, дают свои результаты. Учитель английского языка школы-гимназии №200 Наурызбайского района Айгуль Ишингалиева приняла участие в конкурсе «Учитель мира» 2023 года с призовым фондом в 1 млн долларов, организованном в партнерстве с ЮНЕСКО, и вошла в список 50 лучших финалистов. Также по итогам ежегодного республиканского конкурса «Лучший педагог» 4 педагога из Алматы стали обладателями республиканского гранта в размере 3 млн тенге.

Как вы заметили, со стороны государства и акимата города для учителей создаются все возможные условия и оказывается всесторонняя поддержка. Наша самая главная задача — создать условия для работы педагогов, продолжать инвестировать в подготовку и переподготовку специалистов, чтобы дать нашим детям лучшее образование. Основная задача теперь – дать учащимся качественные знания и достойное воспитание.

– Современное образование диктует дополнительные требования к кадровому обеспечению, поскольку усложняются дисциплины, углубляются программы, усиливается акцент на метапредметные навыки. Как Вам удается идти в ногу со временем?

– Вы правы, мир меняется, а с ним и система образования Алматы. Растут категории школьников, нуждающиеся в особых образовательных условиях: одаренные и высокомотивированные, дети с ограниченными возможностями, школьники с низкими академическими результатами и обучающиеся из социально неблагополучных семей.  Все они требуют внимания, поддержки и сопровождения со стороны педагогов. Соответственно, усиливается необходимость индивидуализации образовательных траекторий.

В этих условиях принципиально важным становится обеспечение школ такими специалистами, как логопеды, дефектологи, социальные педагоги, психологи, тьюторы. Их в педагогическом составе школ пока очень мало. На одного тьютора (наставника, который помогает ученику достичь поставленных целей в обучении), с учетом внешних совместителей, приходится более 1000 обучающихся. Аналогичная ситуация с учителями-дефектологами: в среднем по Алматы на одного специалиста приходится более 2000 учеников.

Привлечение совместителей компенсирует отчасти дефицит специалистов. Конечно, возможности тех, кто работает в нескольких организациях одновременно ниже, чем у штатных сотрудников. И ограничены физическими и временными рамками. Самые высокие доли внешних совместителей, в среднем, – среди учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов дополнительного образования.

Срочного решения требует проблема обеспечения педагогическими кадрами, работающими с детьми с ОВЗ и инвалидностью. По данным официальной образовательной статистики, таких детей становится больше, а доли педагогов, получающих надбавки за работу с этими детьми, и педагогов, работающих в специализированных классах, за последние четыре года меняются незначительно.

Для повышения качества образования совместно с Ассоциацией молодых учителей проводились семинары, круглые столы, акции с приглашением Центра педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», АО НЦПК «Өрлеу».

Управление образования Алматы ежегодно до 1 ноября формирует План повышения квалификации педагогов города на предстоящий год с распределением педагогов на курсы. С 2022 по 2024  гг. курсы повышения квалификации  прошли 23 995 педагогов.

Согласно дорожной карте по реализации Программы развития города, курсы по программам менеджмента, подготовке к международным исследованиям, по образовательным программам «Урок в школе: фокусы и стратегии улучшений», по робототехнике, организационно-методическим аспектам деятельности наставника и др. прошли 2 805 педагогов. По состоянию на 13 мая 2025 года прошли обучение дополнительно 975 учителей.

 – Актуальной на сегодняшний день остаются вопросы по воспитательной работе. Какие мероприятия проводятся в этом направлении? Как Вы оцениваете уровень компетенций заведующих школ по воспитательной работе, социальных педагогов, а также профильных педагогов в дошкольных учреждениях и ТиПО?

– На сегодняшний день в организациях образования города Алматы воспитательная работа реализуется в системном и комплексном формате в рамках программы «Біртұтас тәрбие».  В течение учебного года проводятся классные часы, уроки безопасности, республиканские проекты - «Қамқор», «Шабыт», «Еңбегі адал – жас өрен» и другие. А также мероприятия, направленные на формирование гражданственности, экологической культуры, трудового воспитания и духовно-нравственных ценностей.

Особое внимание уделяется межведомственному взаимодействию, профилактической работе, волонтёрским и патриотическим инициативам. Проводятся семинары, тренинги, круглые столы и методические сессии для специалистов по воспитательной работе.

Что касается уровня компетенций заместителей директоров по воспитательной работе, социальных педагогов и профильных специалистов в дошкольных и профессионально-технических организациях образования, то в целом он соответствует нормативным требованиям. Большинство сотрудников демонстрирует высокий уровень ответственности, вовлечённости и готовность к профессиональному развитию. Однако остаётся необходимость в систематическом повышении квалификации, особенно в области работы с подростками и профилактики правонарушений.

В целом, современный подход к воспитательной работе в организациях образования требует постоянной актуализации, гибкости и ориентации на потребности учащихся в современных условиях.

– Учебный период закончился и наступила пора самых длительных каникул. Как организован летний досуг для детей Алматы?

– В этом году летним отдыхом мы охватили более 280 тысяч детей от общего числа школьников 1-10 классов (95,7%). На базе всех школ Алматы организованы летние пришкольные лагеря: с питанием – 55 000 и без питания, по заявлениям родителей, – 219 000 детей.

Каждая школа приготовила свою летнюю программу. К примеру, при 6 школах мегаполиса работают этнолагеря в юртах, где дети могут ближе познакомиться с национальными традициями, научиться основам декоративно-прикладного искусства и рукоделию. В 24 школах пройдут спортивные соревнования по футболу, баскетболу, национальным видам спорта. В 50 школах работают экологические лагеря, направленные на развитие у школьников экологической культуры и сознательного отношения к природе.

В загородных летних лагерях охват составил порядка 3 тысяч детей из категории СУСН (социально-уязвимых слоев населения), детей-сирот и детей с особыми образовательными потребностями (ООП).

Помимо летних лагерей, все лето будут работать организации дополнительного образования. Будут организованы выездные и профильные мероприятия.

На базе 5 учреждений дополнительного образования – Центров развития и творчества «Шабыт» и «Самғау», Дома школьников №1 и двух Центров инновационного творчества начнут работу кружки по IT-направлению с уклоном в науку, эксперименты и проектную деятельность.

На базе Дворца школьников и других Домов школьников будут работать секции и кружки по шахматам, вокалу, танцам, борьбе и другим направлениям.

Хочу дать пояснение, что для записи на кружки и секции работает портал Bilimalmaty.kz или можно обратиться непосредственно в саму организацию дополнительного образования.

Около 11 000 школьников Алматы бесплатно продолжат посещать занятия в 122 частных образовательных организациях города в рамках государственного образовательного заказа.

На базе 17 городских колледжей будут организованы секции по профориентационной работе. В рамках проекта «Лето с будущей профессией» школьники смогут попробовать себя в кулинарии, дизайне одежды, парикмахерском искусстве и других специальностях. Заявления от родителей для посещения колледжей просим подавать в администрацию школы.

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

15:59

15:34

15:31

15:28

15:03

14:35

14:34

14:07

13:42

13:40

13:13

12:50

12:46

11:52

11:35

11:26

11:24

10:59

10:55

10:27

10:27

09:58

09:29

09:11

09:03