В этом году исполнилось бы 90 лет заслуженному деятелю науки и техники Казахстана, академику Национальной академии наук РК, доктору технических наук, профессору, основателю научной школы механики подземных, транспортных и специальных сооружений Шмидту Айталиеву (1935–2007).
Ш.М. Айталиев родился 28 января 1935 года в г. Уральске Западно-Казахстанской области. В 1952 году с золотой медалью окончил Жанибекскую казахскую среднюю школу одноименной станции. В 1957 году с дипломом с отличием окончил механическое отделение физико-математического факультета Казахского государственного университета им. С.М. Кирова (ныне Казахский национальный университет им. аль-Фараби). После университета вернулся в родной Уральск, где начал преподавательскую деятельность в должности ассистента кафедры высшей математики физико-математического факультета Уральского педагогического института им. А.С. Пушкина. С 1960 по 1966 год занимался научными исследованиями в Секторе математики и механики Академии наук (АН) Казахской ССР.
В Институте математики и механики АН Казахской ССР в 1966 году была открыта Лаборатория теории подземных сооружений, заведующим которой был назначен молодой ученый Ш. Айталиев. В 1978–1990 годах он был по совместительству профессором КазГУ.
В 1992 году ученый был назначен академиком-секретарем вновь организованного Западного отделения АН РК (г. Атырау), где проработал до 1997 года. С 1997 по 1999 год работал академиком-секретарем Отделения физико-математических наук Министерства науки – Академии наук РК.
В 2000–2007 годах он трудился профессором Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева, а в 2003–2007 годах – заведующим Лабораторией механики деформируемых твердых тел в Институте механики и машиноведения им. академика У.А. Джолдасбекова.
Ш. Айталиев в 1965 году успешно защитил кандидатскую диссертацию по вопросам строительства подземного тоннеля во Фрунзе (ныне Бишкек, Кыргызстан), а в 1974 году докторскую диссертацию по напряженному состоянию горизонтальных выработок, расположенных в слоистых породах, в Сибирском отделении АН СССР в Новосибирске (Россия).
В 1980 году получил ученое звание профессора. В 1983 году был избран членом корреспондентом АН Казахской ССР, а в 1994 году – академиком НАН РК.
Вся сознательная жизнь академика Шмидта Мусаевича Айталиева была посвящена науке и образованию.
Результаты исследований, выполненных в 1965–1980 гг. под руководством и с участием Ш. Айталиева, вошли в методические указания, учебники и монографии по Всесоюзному исследованию проблемы горного давления. Работы, проведенные в 1980–1990 гг., включены в общесоюзную научно-техническую программу государственного комитета СССР по науке и технике «Сейсмология и сейсмостойкие сооружения». Эти исследования имели большое практическое значение для проектирования и строительства метро в Алматы.
В лаборатории Ш. Айталиева была оценена устойчивость промежуточных и станционных тоннелей алматинского метрополитена к сейсмической силе девять и десять баллов и проведена научно-техническая экспертиза. В 1991 году под его руководством были разработаны обновленные правила проектирования подземных сооружений и конструкций метрополитенов в сложных инженерно-геологических и высокосейсмических зонах.
Начатое в конце 1980-х годов строительство первой линии алматинского метро было приостановлено в 1990-е и начале 2000-х годов из-за нехватки финансовых средств. Это были, видимо, самые тяжелые времена в истории алматинского метрополитена. Воспользовавшись его ослабленным состоянием, противники строительства метро в Алматы стали открыто нападать – опубликовывали статьи в средствах массовой информации с целью сформировать отрицательное общественное мнение о метро среди горожан и тем самым остановить навсегда его строительство.
В этот трудный момент на защиту строительства метро открыто встал академик Айталиев. Он написал и опубликовал несколько ответных статей с названиями «Метрополитен и метрофобия», «Метрополитен: истоки психоза», «В случае землетрясения нужно спуститься в метро». Выступил на телевидении, участвовал в конференциях, разъясняя важность метро для Алматы.
Время показало: академик был прав! Сегодня метро в Алматы стало востребованным, полезным, перспективным видом транспорта.
Кроме того, ученый создал одну из трех научных школ по сейсмостойкости подземных сооружений в бывшем Советском Союзе наряду с московской и ташкентской школами.
Ш.М. Айталиев был одним из немногих академиков, не поддержавших предложение сверху о переводе НАН РК из государственной организации в общественную в 1999 году, за что его заставили освободить занимаемую должность академика-секретаря Отделения физико математических наук академии. Он жил и ушел из жизни убежденным в том, что Академия наук должна быть государственной и рано или поздно ей восстановят потерянное положение. Так и случилось – в 2023 году Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев вернул государственный статус НАН РК.
Ш.М. Айталиев был разносторонне развитым и одаренным, обладал ораторским мастерством, поэтическим и композиторским даром. Он – автор гимна механиков и гимна Казахской академии транспорта и коммуникаций, прекрасно играл на домбре, был исполнителем своих кюев и песен.
Академик Айталиев опубликовал более 350 научных трудов, в т.ч. 18 монографий, подготовил 18 докторов наук и 51 кандидата наук. Таким образом, он внес выдающийся вклад в отечественную науку.
Багдат ТЕЛТАЕВ, доктор технических наук, профессор, академик НАН РК