Шолпан Рауандина: Вся моя жизнь – в музыке, в передаче этой любви и страсти своим студентам

Шолпан Рауандина: Вся моя жизнь – в музыке, в передаче этой любви и страсти своим студентам Кайрат Конуспаев

В мире, где каждый аккорд и каждая нота – как страница живой книги, есть люди, способные прикоснуться к самой глубине души своей музыкой. Среди таких творцов – профессор кафедры кобыза и баяна факультета народной музыки КНК им. Курмангазы, Шолпан Рауандина.



Портрет Шолпан Задановны на фоне нотных линий – это история почти 40-летнего труда, посвященного искусству игры на кобызе. Когда-то совсем юной она переступила порог Казахской национальной консерватории, чтобы начать свое приключение в мире музыки, и с тех пор стала неотъемлемой его частью.



По словам нашей героини, каждый музыкальный инструмент имеет свой уникальный характер, но немногие из них могут претендовать на роль хранителя истории и культурного наследия своего народа, как это делает национальный инструмент кобыз.




– Значение кобыза для казахской культуры глубже, чем просто акустические свойства. Звуки кобыза сопровождали казахов многие моменты жизни – от торжественных обрядов и свадеб до кочевых походов и скитаний по бескрайним степям. Каждая нота, извлеченная из кобыза, словно отголосок прошлых эпох, носит в себе мудрость и традиции предков. В каждом аккорде звучит эхо древней культуры, передаваемой из поколения в поколение. Каждая струна кобыза – это как канва, на которой рисуется картина жизни, культуры и истории казахского народа, – говорит Шолпан Рауандина.




Страсть педагога к кобызу переливается в каждую ноту и вдохновляет студентов. Ее уроки – это не просто занятия, а настоящие концерты, где каждый студент – музыкант, а каждая нота – часть гармонии единого творческого потока.





С ее руководством студенты не просто учатся играть на инструменте, они обретают ключ к глубине собственного музыкального вдохновения.




Шолпан Задановна считает, что искусство преподавания – это искусство делиться знанием и вдохновением, и она воплощает это искусство в своей работе. Ее методика не ограничивается просто техникой игры на инструменте; она стремится передать студентам умение владеть кобызом, любовь к музыке, уважение к культурному наследию.




Родилась наша героиня в селе Жана-кала, Бухар-Жырауского района, Карагандинской области. С детства была увлечена музыкой. Поворотным моментом в ее жизни стал день, когда она впервые услышала магические звуки кобыза. Этот национальный инструмент, как будто призванный из глубины времени, завладел ее сердцем, вызвав настоящую страсть и вдохновение.




– Кобыз – это не просто струны и дерево. В каждой ноте я ощущаю связь с историей, культурой, народом. Когда я взяла в руки кобыз впервые, я влюбилась в его звуки – волшебные, глубокие, пронизанные душой. И с тех пор моя жизнь прочно переплетена с этим удивительным инструментом, – признается Шолпан Задановна.




В 1979 году она успешно окончила Карагандинскую специальную музыкальную школу-интернат по классу кобыза-примы.





Героиня с теплотой вспоминает своих первых наставников:




– Зачастую на творческом пути решающую роль играет учитель, который умело распознает «искру» в юном ученике. Именно такими наставниками были для меня педагоги школы-интерната для одаренных детей. Именно здесь я поняла, что мне было предначертано раскрыть свое творческое будущее.




Поступление в Алма-Атинскую государственную консерваторию им. Курмангазы по специальности «Традиционное музыкальное искусство», специализация «Кобыз-прима» стало значимым достижением Шолпан. Она обучалась в классе профессора, Народной артистки РК, известной исполнительницы и основательницы кобызовой школы Ф.Ж. Балгаевой.



В 1984 году с отличием окончила учебное заведение.



Ее талант и преданность музыке были замечены наставниками, и после окончания учебы рекомендация на должность преподавателя кафедры кобыза и баяна, факультета народной музыки стала важной вехой в ее профессиональном пути.



Однако Шолпан Задановна не ограничилась лишь музыкальным образованием. Второе высшее образование дополнило ее профессиональный арсенал. В 2004 году она окончила Карагандинский университет имени Е. Букетова, где освоила психологию.



В 2018 году педагог вышла на новый этап своего образовательного пути, поступив в аспирантуру Национальной академии Казахстанской Республики по специальности «Искусствоведение».




По признанию коллег Шолпан Рауандиной, она – преданный своему делу педагог. Ее занятия – это вдохновляющие концерты, где каждая нота становится частью единого творческого потока. Ее методика не ограничивается техникой игры – она стремится передать студентам помимо владения кобызом любовь к музыке и уважение к культурному наследию.




Ее активная педагогическая деятельность нашла отражение в подготовке более 80 специалистов, ведущих концертную и педагогическую деятельность во всех областных центрах Казахстана.




– В музыкальных колледжах и школах городов Петропавловска (деятель культуры РК Н. Маштакова) и Усть-Каменогорска (деятель культуры РК М. Кошкинбаева) мои воспитанники впервые открыли классы кобыза, выпускники которых в дальнейшем успешно поступают в консерваторию им. Курмангазы. Многие мои ученики становятся обладателями званий лауреата и дипломанта в престижных международных и республиканских конкурсов исполнителей на народных инструментах им. Курмангазы, им. Таттимбета, им. Ыхласа, а также зарубежных конкурсов-фестивалей, – с гордостью рассказывает наша собеседница.






В настоящее время ее воспитанники являются артистами и концертмейстерами оркестра народных инструментов: деятель культуры РК Н. Уашева – концертмейстер и солистка оркестра им. М Тулебаева г. Талдыкоргана; деятель культуры РК А. Джаншина – концертмейстер академического оркестра им. Сугура г. Шымкента, А. Кульбаева – заместитель концертмейстера; деятель культуры РК А. Дюсенбаева была более 10 лет концертмейстером и солисткой оркестра им. Б. Тулегеновой г. Семея; Ж. Заркынбекова – концертмейстер, солистка оркестра им. Байжигита г. Усть-Каменогорск; Ш. Ибатова – помощник концертмейстера национального оркестра им. Курмангазы; Н. Султанова, Г. Кунтаева – артисты народного оркестра г. Астаны и другие.



Многие выпускники ее класса возглавляют и заведуют отделениями народных инструментов в музыкальных колледжах городов Кзыл-Орда, Усть-Каменогорск, Петропавловск, а также активно ведут педагогическую деятельность в детских музыкальных школах страны.



Шолпан Рауандина является одним из разработчиков инновационной образовательной программы по специальности «Традиционное музыкальное искусство», которая была рекомендована для внедрения в консерватории им. Курмангазы.



Активно используя современные технологии и интерактивные методы, она проявила высокий профессиональный уровень преподавателя музыкально-теоретических дисциплин. Результатом ее труда стала разработка типовых учебных программ: «История исполнительского искусства», «Методика преподавания специальных дисциплин», «Педагогическая практика», «Специальность», которые активно используются в учебном процессе творческих вузов Казахстана.



Кроме того, Ш. Рауандина участвует в международных научно-практических конференциях и имеет публикации в журналах, входящих в базу цитирования Scopus, (индекс Хирша), Elsevier Science; РИНЦ (Россия) и двух – в базу Thomson Reuters.





К 90-летию основателя кобызовой школы профессора, Народной артистки КазССР Ф.Ж. Балгаевой под редакцией педагога была выпущена книга и SD c ее записями. Подготовлено к выпуску учебное пособие «Кюи для кобыза» (17 кюев). В нем собраны в том числе произведения Курмангазы, Таттимбета, Даулеткерея, Сугура, А. Жубанова, М. Аубакирова, И. Искакова К. Ахмедьярова.



Несмотря на колоссальную загруженность, Шолпан Задановна успевает заниматься общественной работой: является экспертом ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию Казахстана; участвовала в Государственной аттестационной комиссии МОН РК; приглашалась председателем жюри на фестивали-конкурсы молодых музыкантов, республиканского конкурса специальных музыкальных школ для одаренных детей, республиканского конкурса исполнителей на народных инструментах «Көшпенділер әуені», «Дельфийские игры молодежи» в Алматы, а также членом жюри республиканского конкурса исполнителей на народных инструментах им. Таттимбета, международного конкурса им. М. Оскенбаева, международного фестиваля «Шабыт», республиканской олимпиады МОН РК и других.



За вклад в профессиональную подготовку молодых специалистов в области традиционного музыкального искусства Ш.З. Рауандина награждена медалью МК «ҚР Мәдениет қайраткері»; медалью МОН РК «ҚР Білім беру ісінің құрметті қызметкері». Ей также присуждена государственная награда – медаль к «25-летию Независимости Республики Казахстан», Благодарственное письмо-грамота от международной организации «Тюрксой».




– Вся моя жизнь – в музыке, в передаче этой любви и страсти своим студентам, – с улыбкой говорит собеседница. – Вижу, как каждый из моих учеников находит свой путь в этом удивительном мире музыки. Учить, вдохновлять, делиться – в этом для меня суть жизни. И когда студент постигает гармонию кобыза, я чувствую, что мы создаем не просто музыку, а нечто большее – мост между прошлым и будущим. И это – мое настоящее счастье.




Бахыт Сарсембаева

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

18:32

18:21

17:55

17:45

17:39

17:31

17:14

16:56

16:29

16:02

15:33

15:05

14:42

14:19

13:51

13:26

12:58

12:35

12:13

11:46

11:24

11:03

10:42

10:21

10:02