Сказка поколений: балет Петра Чайковского «Щелкунчик» служит одним из главных символов новогодних и рождественских праздников

Сказка поколений: балет Петра Чайковского «Щелкунчик» служит одним из главных символов новогодних и рождественских праздников Фото: Кайрат КОНУСПАЕВ

В Алматы «Щелкунчик» ведет свою историю с 70-х годов XX века.


Тогда на сцене Театра оперы и балета имени Абая он был поставлен по инициативе народного артиста Казахской ССР Заурбека Райбаева. Позже, в 1991 году, по аутентичной хореографии ленинградского хореографа Василия Вайнонена в Алматы балет ставила петербургский специалист – заслуженная артистка России Наталия Янанис. Уже в наше время, также на основе хореографии Василия Вайнонена, «Щелкунчик» поставила художественный руководитель и главный балетмейстер КазНТОБ народная артистка РК Гульжан Туткибаева. 


О жизни «Щелкунчика» на алматинской сцене и важности балета для создания праздничной атмосферы мы поговорили с примой-балериной заслуженной артисткой Казахской ССР Людмилой Рудаковой. 


– Так устроено сознание человека, что иногда, особенно в праздники, ему необходимо погружаться в фантазийный мир – не важно взрослый это или малыш. В преддверии Нового года или Рождества люди ждут волшебства, и балет «Щелкунчик» помогает создать сказочную атмосферу, – убеждена Людмила Георгиевна.



По словам заслуженной артистки, мысленно переместиться в сказку зрителям помогают насыщенная симфонизмом музыка Чайковского, изящество хореографических движений, сказочные превращения, происходящие на протяжении всего сюжета, и, конечно же, главный символ праздника – богато украшенная ель на сцене.


Людмила Рудакова напомнила, что в театрах наиболее распространены две хореографические версии балета – заслуженного артиста РСФСР Василия Вайнонена и народного артиста СССР Юрия Григоровича. Обе постановки получили международную известность. 


– Но мне все же ближе постановка Вайнонена. Напомню, именно она взята за основу идущего в Алматы «Щелкунчика». Вайнонен создал ее в 1934 году, премьера состоялась в Ленинграде. Он очень чутко отнесся к хореографии первого постановщика – Мариуса Петипа, протянул некий творческий мост между Петипа и современностью. Отказавшись от экспериментов 1920‑х годов, балетмейстер обратился к насыщенной классической программе с использованием современной балетной техники. Это очень понятный, прозрачный балет, где все логично и сказочно, – считает Людмила Рудакова.



К слову, Людмиле Георгиевне довелось репетировать с самим Василием Вайноненом, правда, это было не на сцене Театра имени Абая, а в Баку, где балерина танцевала до переезда в Алматы. 


– Поражало его спокойствие, он был очень тактичным, исходил из возможностей сцены, артистов. Вайнонен знал толк в характерных танцах, именно поэтому арабский, китайский, испанский и другие танцы получились в хореографическом тексте постановки такими выразительными, – сказала Людмила Рудакова.


Вместе с тем в 1970-х на сцене Театра имени Абая была сделана попытка поставить «Щелкунчика» в иной версии, не связанной с Вайноненом. Однако позже театр все равно пришел к хореографии петербургского специалиста.


– Так получилось, что я не участвовала в постановке того спектакля. Но когда он уже шел в репертуаре, Заурбек Мулда­галиевич Райбаев обратился ко мне с просьбой помочь ввести в него Людмилу Ли. Я сказала, что не знакома с этой хореографией, и попросила разрешения показать ей движения Вайнонена. Он согласился, а позже, уже в 1991 году, к нам из Питера приехала Наталия Янанис, которая полностью поставила спектакль в хорео­графии Вайнонена, – поделилась Людмила Рудакова. 


Янанис сделала акцент на выразительности рук, отточенности техники, правильности позиций – эти составляющие и сформировали рисунок спектакля.



В 2016 году на алматинской сцене состоялась премьера обновленного спектакля «Щелкунчик» в постановке Василия Вайнонена и в редакции художественного руководителя балетной труппы театра Гульжан Туткибаевой.


Сценографом выступил петербуржец народный художник РФ Вячеслав Окунев. Работая над декорациями, он сделал акцент на 3D-технологиях. Благодаря инновациям спектакль стал еще зрелищнее, соединил балет и элементы кино. Например, когда нужно показать снегопад, на тончайший прозрачный занавес проецируется изображение падающих снежных хлопьев. Задник сцены превратился в большой дисплей, на котором, к примеру, можно увидеть стремительно увеличивающееся в размере окно с развевающейся от ветра занавеской, зимний пейзаж, дворцовый интерьер с позолоченными сводами...


– Недавно я смотрела «Щелкунчика» и обратила внимание на зрителей – детей и взрослых. Их взгляды были устремлены на сцену, они словно участвовали в действии. И подумалось, как замечательно, что мы обладаем таким богатством, как «Щелкунчик», который дарит нам сказку и каждый год помогает алматинцам создавать настроение волшебства в Новый год, – заключила Людмила Рудакова. 


Статья опубликована в  №2, от 07.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Сказка поколений".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

13:38

12:54

11:44

11:15

10:50

10:27

10:06

09:45

09:33

09:10

19:46

19:04

17:59

17:49

17:45

17:31

17:22

17:14

17:07

17:06

16:53

16:32

16:31

16:10

15:49