– Вы – междисциплинарный, цифровой художник новых медиа, представитель транс-медиального искусства. С чего начался ваш творческий путь в цифровом мире?
– Увлечение цифровым искусством стало гармоничным продолжением интереса к компьютерам, новым технологиям. Все начиналось с изучения различных графических редакторов, создания видеороликов, экспериментов с изображением. Это был путь через различные поиски, подходы и медиа – тот же дизайн, фотографию, создание 3D-объектов. К тому же я тогда изучал метаморфозы, искажения, темы красоты, эстетики и всевозможных отклонений. Используя за основу фотографию для создания других образов, начался творческий эксперимент. Но это объемная история, не было какого-то четкого этапа. Некоторые идеи долго лежали в ящике, но в какой-то момент находилось решение для их реализации. Однако можно сказать, что точка пересечения произошла, когда я изучал фотографию, и у меня была идея исследовать, запечатлеть, как вода искажает картинку. Наблюдал как с помощью воды можно искривлять пространство и объекты. В этом я нашел ключ того, с чего начал свою карьеру цифрового художника: симуляция с помощью компьютерной графики и 3D-редактора самой воды, используя фотографию как подложку под нее, и поиск неких новых образов. При создании симуляции и трехмерных объектов можно отсечь физические ограничения, которые у нас присутствуют в реальном мире. Благодаря компьютерной графике я могу просматривать миллионы ракурсов, открывая колоссальные возможности для исследования.
– Насколько я знаю, вы еще занимаетесь скульптурой из дерева. Как это союзничает с цифровым творчеством и в каких еще направлениях вы работаете?
– Вообще, направлений много и они по очереди прорабатываются, а иногда и коллаборируются. С 2019 года я начал работать над такими актуальными вещами, как графика, холсты. Помимо цифрового искусства как основного я действительно занимаюсь скульптурой из дерева – редимейдом. Также в последнее время нравится работать в создании экоскульптур.
Этим летом я путешествовал по Казахстану и Кыргызстану и занимался тем, что рисовал на камнях в горах, собирал из веточек и палочек некие произведения. Все это стало частью стрит-арт-экопроекта, в котором используются различные подручные, в том числе и природные материалы.
Также в творчестве присутствуют графика, рисунки – это своего рода отдушина, которая имеет место быть параллельно с цифровой деятельностью. Хоть это и разные направления, темы и философии, но можно сказать, что они стремятся друг к другу, чтобы найти точки соприкосновения.
Кроме того, был интересный опыт создания мурала. Работать пришлось на высоте девятиэтажного дома на раскачивающейся от ветра конструкции. Тогда открыл в себе еще один талант штукатура-маляра, так как перед нанесением изображения на стену нужно было ее зашпаклевать.
– У вас есть проект по исследова- нию тем визуальных коммуникаций феноменологии человеческого тела в медиа. Расскажите подробнее, как это?
– Да, я занимаюсь изучением феноменологии человеческого тела как носителя разума, его инструментов коммуникаций с внешним миром с наслойкой технологий, гаджетов, новых инструментов. И здесь вступает в силу тема как взаимосвязи и влияния человека на технологии, так и способности прогресса влиять на сознание и проявление личности. Изначально мой творческий базис выстраивался на феноменологии именно человеческого тела. Человек выступал объектом, который использовался как инструмент сознания для жизни, перемещения в пространстве, коммуникации с внешним миром, изменения точек зрения и углов обзора. Из одного визуального образа я черпал множество новых.
Что касается прогресса, если брать последние лет двадцать – период активного развития Интернета, медиаресурсов и различных источников информации – и сейчас, когда человек как единица становится источником информации, своего рода новостным порталом – это абсолютно меняет картинку мира. Меняется не только психология, но и физиология. Тело отвечает разуму. С появлением гаджетов люди стали вести больше сидячий образ жизни, что совершенно противоречит природе нашего тела. Большую часть жизни как вид мы были всегда в движении – во время охоты или занимаясь собирательством. Сегодня мы очень много времени проводим в сидячем положении: за компьютером, смартфоном.
– Насколько сложно цифровому художнику организовать выставку, готовы ли наши культурные площадки, галереи к высокотехнологичным вернисажам?
– Сейчас, конечно, стало проще. С развитием определенных технологий это обрело новый толчок, новую популярность, привлекло к цифровому искусству большое внимание. При том что медиа-арт и цифровое искусство существуют довольно-таки давно, уже больше 30 лет, и наравне с обычным искусством присутствуют в музеях, продаются в коллекции, тем не менее это всегда сложный медиум для восприятия зрителем. Но на сегодняшний день с развитием новых технологий появляются новые решения. В мире цифровые вернисажи довольно-таки распространенная практика. Только в этом году я принимал участие в цифровых выставках в Майами, Лос-Анджелесе, НьюЙорке, Москве, Риме, Токио и Париже. Алматы в этом плане шагает в ногу со временем. К слову, в следующем году в одном из музеев города намечается масштабный проект с участием цифровых художников. Подробности пока раскрывать не буду, скоро вы все узнаете.
– Вы сказали цифровое искусство сейчас представлено даже на аукционах. Проводятся ли подобные мероприятия в Алматы?
– Да, буквально на днях прошел аукцион организованный благотворительным фондом «Саби» совместно с домом Bvlgari, на котором также были выставлены три мои тематические цифровые картины. По итогам аукциона были собраны средства на приобретение высокотехнологичного медицинского оборудования для детских больниц в Алматы и других регионах.
– Бытует мнение, что ИИ и нейросети способны вытеснить реальных художников. Так ли это? Как вы считаете, искусственный интеллект – это вызов для творческих людей или новые возможности?
– Сейчас это действительно популярный вопрос, который многих беспокоит. Я на это смотрю с точки зрения истории и развития технологий. Это не в первый раз происходит с человечеством. Вспомнить, к примеру, появление книгопечатания, фотографии, кинематографа… Каждый раз прогресс вызывал бурю эмоций и обсуждений. У кого-то это порождает ксенофобию и страх перед чем-то новым, а у кого-то – интерес и желание применять свои таланты в новом русле.
Я считаю, что появление искусственного интеллекта не грозит крахом творческих профессий, а, напротив, открывает новые возможности. Если смотреть глубже, то искусственный интеллект – это всего лишь набор данных, но не более того. По сути, ИИ не может придумать ничего нового без участия человека. В этом и есть главная особенность и различие нас от нейронных сетей – у нас есть разум и креативность, которые выходят на первый план.
Статья опубликована в №143 от 30.11.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Сквозь пространства и миры»