Участие в открытии именного зала приняли коллеги и близкие прославленного баритона, в их числе народные артисты СССР Бибигуль Тулегенова и Алибек Днишев.
Вместе с Ермеком Серкебаевым они не один десяток лет выходили на сцену и помнят его как солиста и как человека.
Участники торжественного вечера вспоминали различные эпизоды из жизни, которые воссоздавали живой образ народного артиста СССР.
Алибек Днишев знал Ермека Серкебаева с ранних лет. Но творчество баритона его покорило с выходом на экраны фильма Шакена Айманова «Наш милый доктор».
– Ермек Бекмухамедович часто бывал у моих дядей – братьев Абдуллиных. Но по-настоящему в мою жизнь вошел с выходом фильма Шакена Айманова. После того как в его исполнении прозвучала песня «Надо мной небо синее», он стал одним из моих любимых артистов, – поделился Алибек Днишев.
По воспоминаниям Алибека Днишева, в его детские годы, а это было на стыке 1950-х и 1960-х, Ермек Серкебаев и Бибигуль Тулегенова воспринимались детворой как недосягаемые звезды.
– В то время Алма-Ата как никогда жила творческой жизнью, в городских парках на эстрадных площадках выступали и Ермек Бекмухамедович и Бибигуль Ахметовна. И мы, мальчишки, ходили их слушать. С одной стороны, они были для нас недосягаемыми, но с другой, родными и близкими. Когда мы встречали их на улице или в булочной, то наши сердца замирали. Это было впечатление не на один день: мы встретили самого Ермека Серкебаева или Бибигуль Тулегенову! Мы могли об этом рассказывать днями напролет, – продолжил Алибек Днишев.
Впервые как со старшим коллегой Алибек Днишев встретился с прославленном баритоном во время сьемок музыкального фильма «Поет Ермек Серкебаев».
– Ермек Бекмухамедович исполнял арию Жоржа Жермона из оперы «Травиата», а я играл в эпизоде – выступил в роли его сына – Альфреда. Тогда я был на седьмом небе от того, что нахожусь на одной съемочной площадке с самим Ермеком Серкебаевым. Мог ли я тогда представить, что пройдет какое-то время и мы уже на сцене Театра имени Абая будем выступать вместе в этой же опере «Травиата» – продолжил Алибек Днишев.
По воспоминаниям тенора, Ермек Серкебаев взял над ним шефство, относился по-отечески, а на гастролях непременно селил его вместе с собой в один гостиничный номер.
– Помню, он мог проснуться посреди ночи или под утро и начать проверять свой голос. И только после того, как он убеждался, что все в порядке, выдыхал и вновь ложился, а я уже не мог заснуть, – поделился Алибек Днишев.
Как рассказал Алибек Мусаевич, вечерами, на гастролях, Ермек Серкебаев вспоминал о пути своего творческого становления.
– Дядя Ермек был родом из Северного Казахстана. Он рассказывал о своем отце, учителе казахского языка, редакторе газеты «Кедей сози» в Петропавловске. Бекмухамед Серкебаев писал статьи, сценарии для казахских спектаклей, которые шли в Оренбурге и Омске. Он был представителем интеллигенции, одним из первых членов Союза писателей Казахстана. Его хорошо знал ученый мир того времени, академики, писатели-классики Сабит Муканов, Габит Мусрепов и другие, его лучшим другом был Магжан Жумабаев, – продолжил Алибек Днишев.
По словам тенора, с особенным волнением Ермек Серкебаев говорил о своем пути в искусство. Это было в конце 1930-х, когда семья переехала в Алма-Ату. Сперва он поступил в музыкальное училище, а затем, после войны, в консерваторию.
– Дядя Ермек рассказывал, что как-то его пригласили на радио. Он исполнял арию Онегина из оперы Чайковского. Там его услышал композитор Мукан Тулебаев, возглавлявший в то время Казрадио, и с его легкой руки Ермек Бекмухамедович попал на оперную сцену, – продолжил Алибек Днишев.
В ходе своих воспоминаний о старшем коллеге Алибек Мусаевич не один раз повторил, что Ермек Серкебаев боготворил Театр имени Абая: на сцене был строг к себе и партнерам.
– Помню, как-то я опоздал на репетицию и Ермек Бекмухамедович меня так отчитал, что я это запомнил на всю жизнь. С тех пор я не опаздывал, во всяком случае когда репетиции проходили с ним, – продолжил Алибек Днишев.
Тенор напомнил, что коронной арией Ермека Серкебаева стала каватина Фигаро из оперы Джоаккино Россини «Севильский цирюльник». Во многом благодаря этой партии он вошел в число самых блистательных баритонов СССР, среди которых были Муслим Магомаев и Юрий Мазурок: Ермек Серкебаев ездил в Москву прослушиваться в Большой театр – прошел конкурс, но… принял неожиданное для многих решение, остался в Алма-Ате, в своем родном Театре имени Абая.
– Коллеги из Большого театра назвали его одним из лучших Фигаро в СССР. Когда я оказывался в Москве, всякий раз Ирина Архипова, Юрий Мазурок, другие артисты передавали ему привет. Они очень высоко ценили дарование Ермека Серкебаева и он, в свою очередь, относился к ним с большим почтением, но при этом не сожалел, что остался в Алма-Ате. Он не мыслил себя без своего родного театра, – завершил свой рассказ Алибек Днишев.
Как отметила народная артистка СССР Бибигуль Тулегенова, присвоение имени Ермека Серкебаева камерному залу театра стало важным событием, вместе с тем слава артиста распространяется далеко за пределы театра и всего Казахстана.
– Если собрать все вместе взятые театры и назвать их в честь Ермека Серкебаева, то и этого будет мало, чтобы в полной мере отразить вклад в искусство, которое внес Ермек Серкебаев. Его именем нужно называть улицы, крупные проспекты, – подчеркнула народная артистка СССР.
Завершая вечер, директор КазНТОБ имени Абая заслуженный деятель РК Нурбакыт Бокебаев отметил, что в Камерном зале имени Ермека Серкебаева будут проводиться творческие вечера, посвященные выдающимся артистам оперы и балета Казахстана. Эти встречи станут данью памяти маэстро.
Статья опубликована в №64, от 07.06.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Театр его жизни".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!