Основал коллектив народный артист Казахской ССР Юрий Рутковский.
Юрий Рутковский приступил к организации театра в Алма-Ате, будучи опытным актером и режиссером, человеком, повидавшим жизнь. За его плечами было прошлое заводчанина, ранение в боях Первой мировой войны, служение искусству в театрах России и Польши.
Родился Рутковский в 1891 году за тысячи километров от Казахстана – в польской столице Варшаве. О сцене он знал с детства: семья имела богатые театральные корни. Но родители не хотели, чтобы сын пошел по их стопам, считали, что гастрольная жизнь актера весьма непроста.
– Дедушка говорил папе: ты единственный сын, в будущем должен содержать семью, а профессия наша очень сложная и не позволяет как надо обеспечить близких. Найди себя в чем-нибудь другом, – ранее делилась с «Вечёркой» дочь основателя Театра русской драмы театральный педагог и театровед Галина Рутковская.
Юрий Рутковский сначала внял советам отца, но тяга к искусству взяла свое – он окончил театральную студию и в 1910 году поступил на службу в драмтеатр. Между тем его ждала совсем другая служба – на фронтах Первой мировой войны. В сражениях он был тяжело ранен.
После демобилизации по состоянию здоровья в 1915 году Юрий Рутковский вернулся к идее посвятить себя театру. Он поехал в Ташкент долечиваться. В ту пору это был театральный город: главнокомандующий Среднеазиатским военным округом великий князь Константин Романов был меценатом, имел свои театры, мюзик-холл, синематограф.
Наступил 1917 год. С одной стороны, то время ознаменовалось гражданской войной и острым дефицитом продовольствия, но с другой – театральным бумом.
Актер пришелся к месту: начал выступать в антрепризах, колесил по необъятным просторам России. Однако давала о себе знать одна проблема – он говорил с ярко выраженным польским акцентом. Поэтому театральное руководство приставило к нему репетитора – также актрису польского происхождения Елизавету Пржибыльскую, которая выбрала себе сценический псевдоним – Елизавета Кручинина по имени героини пьесы Александра Островского «Без вины виноватые».
Под руководством Кручининой Юрий Рутковский стал работать над своим произношением. Занимались они до тех пор, пока… не поженились. Дальше Кручинина стала работать под руководством Рутковского. Обладая организаторскими способностями, он сформировал труппу и стал вести гастрольную деятельность, но была мечта где-то закрепиться, перейти к оседлому образу жизни.
Труппа быстро росла в профессиональном плане и стала настолько сильной, что ее в порядке шефской помощи всем составом направили в Киргизию.
В начале 1930-х один из основателей казахстанского профессионального театрального искусства Жумат Шанин попал на спектакль коллектива, оценил артистов и пригласил художественное руководство труппы в Алма-Ату – для организации русского драматического театра.
Сначала, в 1933 году, коллектив переехал в Семипалатинск: здание клуба НКВД в Алма-Ате (ныне здание Государственного уйгурского театра музыкальной комедии имени К. Кужамьярова), где должен был разместиться театр, еще строили.
В последний день октября 1933 года в Семипалатинске театр представил первую премьеру на казахстанской земле – спектакль «Любовь Яровая» по одноименной пьесе Константина Тренева. С каждой премьерой театр завоевывал все больший успех у зрителей и уже готов был остаться в Семипалатинске до конца зимнего сезона, но телеграммой из Алма-Атинского горкома театру было предписано выехать в столицу: здание клуба НКВД к тому времени уже достроили.
В Алма-Ате театр открылся 26 января 1934 года спектаклем «Страх» по пьесе Александра Афиногенова в постановке Юрия Рутковского. Это произведение сочетало реализм с фантастикой и рассказывало о том, как в советской лаборатории пытаются вывести бесстрашных людей…
Юрий Рутковский оказался в Алма-Ате очень востребованным. Так, в 1934 году он успешно поставил «Түнгі сарын» Мухтара Ауэзова в Казахском театре драмы. Переводчиком и консультантом по бытовым и историческим вопросам был сам автор. Премьера спектакля состоялась к запланированной дате – 1 января 1934 года.
В театральном сезоне 1937–1938 годов состоялась премьера «Түнгі сарын» – «Ночные раскаты» в Русском театре драмы. К слову, режиссер продолжил сотрудничество с Казахским театром драмы, и в 1946 году вышли «Ревизор» Николая Гоголя, а в 1947- м совместно с Шакеном Аймановым – «Человек с ружьем» Николая Погодина.
Но основная работа была в русской драме. Рутковский собрал актеров, которые создали основу театра. По его рекомендации в труппу были зачислены Евгений Диордиев, Валентина Харламова, ставшие впоследствии народными артистами СССР.
Руководство русским театром драмы пришлось на время репрессий, но, как вспоминала Галина Рутковская, ее отец не боялся переступать порог соседнего с театром здания НКВД, чтобы отстоять без вины виноватых.
Дом Рутковских, особенно в то время, был полон гостей – царившая там атмосфера гостеприимства помогала пережить трудные времена.
– Каждый мог прийти сюда, когда угодно, и даже в самые трудные моменты всем находился кусок хлеба, кусочек колбаски, чашка, пусть даже морковного, но чая. Приходили артисты, режиссеры, художники, обсуждали планы, эскизы, устраивали читки, – вспоминала Галина Рутковская.
Юрий Людвигович Рутковский служил в русском театре драмы до конца 1930-х годов.
В 1940 году он был назначен начальником отдела театров Управления по делам искусств Казахской ССР, в котором проработал полтора года, затем был направлен режиссером-постановщиком в Казахский академический театр оперы и балета.
Заслуги Юрия Рутковского отмечены медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд», двумя орденами «Знак Почета». Не стало Юрия Людвиговича Рутковского в 1970 году.
Статья опубликована в №36, от 16.03.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "В главной роли".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!