Легитимность должна быть, просто так вытащить человека из квартиры и доставить его до границы нельзя.
Находящиеся сейчас в Казахстане молодые российские релоканты обеспокоены тем, как отреагирует Казахстан на указ президента России о введении электронной повестки призывникам, сообщает Vecher.kz.
На днях президент России Владимир Путин подписал закон о введении электронной повестки военнообязанным, суть которого сводится к тому, что теперь россиян будут оповещать о призыве не только в письменной форме, но и в электронной. Электронная повестка будет считаться врученной с момента ее размещения в личном кабинете гражданина РФ на портале госуслуг. Если повестка не вручена в письменной или электронной форме, она считается врученной по истечении семи дней с даты ее размещения в реестре повесток.
Также вводятся временные ограничения за неявку военнообязанных в военкомат без уважительной причины спустя 20 дней со дня вручения повестки. Гражданин, подлежащий призыву и не получивший повестку, обязан в двухнедельный срок со дня начала следующего периода проведения призыва лично явиться в военкомат.
В связи с этим, находящиеся сейчас в Казахстане молодые российские релоканты обеспокоены тем, как отреагирует Казахстан на данный указ президента России. В письме в редакцию Vecher.kz они пишут: «Мы прибыли в Казахстан в сентябре 2022 года после указа Путина о частичной мобилизации и потихоньку обживаемся в Алматы и хотели бы здесь жить. Но после недавнего второго указа Путина об электронной повестке опасаемся, не депортируют ли нас из Казахстана за уклонение от обязательной службы в России. Наше беспокойство обусловлено тем, что в связи с новым законом РФ о призыве, под мобилизацию может попасть кто угодно и за уклонение от призыва теперь, скорее всего, будет уголовная статья».
Россияне обратились с просьбой дать разъяснения по следующим интересующим их вопросам:
- Будет ли уголовное преследование релокантов в Казахстане за уклонение от мобилизации?
- Будет ли депортация в связи с этим?
- Дадут ли нам время на то, чтобы мы могли выехать из Казахстана самостоятельно в случае преследования за уклонение от службы в российской армии?
Редакция Vecher.kz попросила известных казахстанских экспертов прокомментировать обращение россиян.
Генерал-майор, экс-заместитель министра обороны РК, общественный деятель Айткали Есенгулов: За исполнением своих законов Россия должна следить сама
Во-первых, этот указ принят в другом государстве. Россия, каким бы союзником она ни была, но ее законы не распространяются на наше государство, Казахстан живет по своим законам. Будет ли он выполнять законы России или нет – вопрос риторический. Как союзник по ОДКБ может оказать содействие, чтобы закон, принятый в России, выполнялся, но что в обязательном порядке должен выполнять, такого, думаю, в Казахстане не будет. За исполнением законов на своей территории Россия должна следить сама, а не иностранное государство.
Мы можем выполнять и обязаны выполнять то, что принято международными организациями, членом которых Казахстан является. Конечно, если обратятся, то Казахстан, как член ОДКБ, может в какой-то степени содействовать, но прямого исполнения каких-то принятых законодательных или подзаконных актов на территории другого государства не должно быть.
Но можно принять норму, чтобы на уровне ОДКБ оказывали содействие. У нас тоже граждане могут бежать в соседние государства от исполнения наших законов и просить о содействии. В таком случае наше государство тоже может обращаться к другим государствам, на территории которых прячутся наши граждане, и по нашей просьбе они тоже могут содействовать их задержанию, возврату или принуждению к выполнению тех или иных требований. Такие моменты могут быть, потому что мы по многим вопросам тесно сотрудничаем с Россией. Но юридически в обязательном порядке выполнять все принятые подзаконные и законные акты на территории другого государства мы не обязаны. Но содействовать Казахстан может.
Лично моя позиция такова: любой гражданин любого государства, когда дело касается защиты государственных интересов, должен выполнять требования закона, а не сбегать. В этом отношении я жесткий приверженец выполнения законов, особенно если дело касается защиты самого государства или интересов этого государства.
В последнее время во многих государствах заметной стала тенденция, когда гражданин хочет иметь все блага, социальные гарантии, льготы от своего государства, но когда ставится вопрос о его защите, уклоняется. Лично я это не поддерживаю.
Если мы сейчас окажемся в такой ситуации, в какой оказалась Россия, и половина молодых людей выедут за рубеж, не желая защищать свою страну, то мы будем это поддерживать? Нет. Законопослушные граждане должны выполнять принятые законы. А если эти законы не устраивают большинство населения, то нужно ставить вопрос, чтобы они были отменены и требовать это будучи в своей стране, а не избегать его выполнения. Это вопрос требует серьезного глубокого обсуждения, особенно среди тех, кто призван защищать свое государство.
Подполковник запаса, военный эксперт, независимый юрист Даулет Жумабеков: Мы пока не знаем, как будет применяться закон в самой России
Согласно Уголовному кодексу РФ, за уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 328 УК РФ).
Как разъясняют государственные органы России, уклонение от призыва на военную службу может быть совершено в том числе путем неявки без уважительных причин по повесткам военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы.
Уголовный кодекс Республики Казахстан содержит аналогичную статью, а именно статью 443 (Уклонение или отказ от несения воинской службы). Однако в диспозиции (описании конкретного преступления) этой статьи перечислены следующие признаки состава преступления: «Уклонение военнослужащего от исполнения обязанностей воинской службы путем симуляции болезни или причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство) либо иного вреда своему здоровью или подлога документов, или иного обмана, а равно отказ от несения воинской службы». То есть в Казахстане неявка по повестке военного комиссариата не является признаком состава данного преступления. А вот в России диспозиция статьи не конкретизирована, что позволяет трактовать данную статью расширительно.
Если же мы посмотрим Кишиневскую Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 07 октября 2002 года, в соответствии с которой производится выдача лиц, подозреваемых в совершении уголовных преступлений (а также осужденных), то согласно ч. 2 ст. 66 данной Конвенции «Выдача для привлечения к уголовной ответственности производится за такие деяния, которые по внутреннему законодательству запрашивающей и запрашиваемой Договаривающихся Сторон являются уголовно наказуемыми и за совершение которых предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок не менее одного года или более строгое».
При этом согласно ч. 1 ст. 67 Конвенции запрос о выдаче лица должен содержать описание фактических обстоятельств деяния, послужившего основанием обращения с запросом о выдаче, и текст закона запрашивающей Договаривающейся Стороны, на основании которого это деяние признается преступлением, с указанием предусматриваемой этим законом меры наказания. В то же время в соответствии с ч. 4 ст. 66 Конвенции «При решении вопроса о том, является ли деяние, за совершение которого запрашивается выдача, уголовно наказуемым по внутреннему законодательству запрашиваемой и запрашивающей Договаривающихся Сторон, не имеют значения различия в описании отдельных признаков преступления и в используемой терминологии».
Таким образом, с одной стороны, формально в Уголовном кодексе РК есть статья 443, аналогичная 328 УК РФ, что может явиться формальным поводом для запроса о выдаче гражданина РФ с территории Казахстана. С другой стороны, если правонарушение данного лица будет заключаться лишь в неявке в военный комиссариат по электронной повестке, и данное обстоятельство будет отражено в запросе о выдаче, то в этом случае, по моему мнению, в выдаче такого лица должно быть отказано, даже если в России на это лицо будет заведено уголовное дело.
Однако, как всем известно, помимо законов и конвенций большое значение, как в России, так и в Казахстане, имеет также правоприменительная практика, «политические соображения» и т.п. обстоятельства. И я могу допустить такой вариант событий, когда в запросе на выдачу лица описание фактических обстоятельств деяния будут излагаться в общем виде, и такие запросы будут удовлетворяться.
Мы пока не знаем, как будет развиваться правоприменительная практика российского закона в самой России. Будут ли правоохранительные органы заводить уголовные дела и будут ли выноситься приговоры уклонистам только за неявку в военкомат по электронной повестке? Либо такая неявка будет лишь основанием для применения административных и иных мер наподобие ограничений на выезд за пределы страны, запрета на переоформление имущества и так далее. Мне кажется, этого пока не знает никто. И практика по данному закону будет формироваться и изменяться, исходя из текущих реалий (масштаб потерь на фронте, уклонения от призыва и т.д.).
Поэтому считаю, по заданному вами вопросу редакции следует подождать официальных разъяснений от представителей казахстанских государственных органов. Либо если мы их не дождемся, то будем смотреть на динамику правоприменительной практики по данному закону и Кишиневской конвенции в наших государствах.
Политолог Замир Каражанов: Давать время уклонистам покинуть Казахстан никто не будет
Касательно того, будет ли уголовное преследование россиян или нет, нужно ссылаться на соглашение или договор между Россией и Казахстаном, который позволяет депортировать таких людей. У нас есть такое соглашение, которое позволяет экстрадировать в Россию, потому что уклонение от воинской службы в обеих странах рассматривается как уголовное преступление и подпадает под действие договора между нашими странами. Поэтому если Россия сделает запрос в казахстанские правоохранительные органы по поводу уклонистов, укажут конкретные фамилии и все данные, то в принципе риск депортации есть. Но многое будет зависеть от российских властей, готовы ли они этих людей искать и привлекать к ответственности.
В России проще мобилизовать людей, чем искать их за пределами страны, в противном случае это вызовет определенные сложности. Думаю, электронная форма призыва в России рассчитана на то, чтобы выявлять таких людей внутри страны, а не бегать за ними, и на месте привлекать их к воинской службе.
Что касается поиска своих уклонистов за рубежом, то это достаточно сложная бюрократическая процедура. Готовы ли пойти на это российские власти – большой вопрос. Медведев в свое время сказал интересную фразу: российские законы суровые, но суровость компенсируется их исполнением. Скорее всего, что-то в этом роде мы и будем сейчас наблюдать. Возможно, в России таких людей и будут привлекать к ответственности, но за пределами страны их ловить и разыскивать, это, конечно же, процедура достаточно сложная. Ну как, например, они могут определить, что человек находится в Казахстане? По пересечению казахстанско-российской границы? Возможно, на границе такая база есть, и они будут давать эти списки правоохранительным органам Казахстана. Но дело в том, что эти люди могут покинуть страну пребывания и выехать из Казахстана в третью страну. Поэтому исполнение этой нормы вызывает определенные сомнения. Но надо всегда помнить, что риск такой, конечно же, есть. Казахстан будет вынужден и обязан в силу соглашения реагировать на подобного рода запросы российских властей.
На практике между Казахстаном и Россией были случаи, когда мы пытались добиться от российских властей выдачи каких-то граждан. Помню, банкира известного искали в Москве и его не сразу выдавали. Там при депортации целая процедура идет. В принципе такая же процедура должна быть и со стороны Казахстана, это будет правильно с правовой точки зрения.
Готова ли Россия возвращать уклонистов из-за рубежа? Ведь речь идет не о двух-трех десятках людей, а о тысячах выехавших из России. Если они готовы к такой работе и выполнят ее эффективно, то здесь вопрос по большей части уже к самим российским властям, потому что в России и без того очень много всяких проблем в разных сферах – экономические, финансовые, социальные, медицинские, образовательные, а тут еще поимка беглых призывников. Не проще ли заняться более серьезными проблемами, чем погоней за уклонистами?
Касательно того, будет ли это депортация и как это будет происходить, это уже на усмотрение самих российских властей. С нашей стороны будут определенные процедуры, необходимые при депортации этих людей. Их сначала надо будет найти, а потом пригласить в суд, чтобы все было на основании решения суда и все правовые нормы были соблюдены. Легитимность в этих вопросах обязательно должна быть, просто так вытащить человека из квартиры и доставить его до границы нельзя, в противном случае это будет уже беззаконие.
Давать время уклонистам покинуть Казахстан никто не будет, потому что есть определенный порядок, поэтому они должны будут успеть выехать до начала всех этих процедур. Есть определенный законодательный процесс, в рамках которого предусмотрено определенное время. Но оно дается не для того, чтобы уклонисты выехали, а для того, чтобы их нашли и с этого момента начинается вся бюрократическая волокита – решение суда, депортация… То есть никто им в Казахстане не будет создавать условия для того, чтобы они успели покинуть страну, это однозначно.
Генерал-майор, председатель «Совета генералов» Казахстана Махмут Телегусов: У нас тоже в период призывной кампании многие уезжают за рубеж
Когда принимается какой-либо закон, он рассматривается всесторонне. Думаю, указ президента России коснется и уклонистов. За невыполнение каких-то пунктов закона будет определена как административная, так и уголовная ответственность. А если у наших соседей будет предусмотрено уголовное наказание, значит, из других стран будут вытаскивать своих граждан, которые нарушили закон. Если этого не будет, то закон будет половинчатый, часть России разбежится по другим странам и окажется безнаказанной. Поэтому надеяться на то, что уклонистов это не коснется, не совсем правильно. Видимо, какие-то дополнения в закон будут вводиться.
Аналогичный закон нужен и в нашей стране, у нас тоже во время призывной кампании многие уезжают за рубеж, поэтому нам необходимо ужесточать закон о воинской службе. Пока такого закона не будет, все будет поверхностно, и защищать страну будет некому. То, что сейчас у нас на время службы замораживают кредиты, это не выход. Если мы не примем эффективных мер и не будем обращать должного внимания на укрепление военной, национальной безопасности на всех уровнях, начиная от местных органов и заканчивая высшим эшелоном власти, то через два-три года мы тоже придем к такой ситуации, как в России, когда никто не захочет служить в армии и будут сбегать...
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!