В Государственном архиве города Алматы состоялась торжественная церемония открытия личного архивного фонда (фонд № 850) известного казахского кюйши, Заслуженного деятеля Республики Казахстан, профессора искусствоведения, обладателя медали «Народный кюйши» Ерболата Жумашулы Мустафаева.
В этот же день прошла презентация его монографии «Күй өнерінің тағылымы» («Практика искусства кюй»).
Мероприятие собрало представителей творческой и научной интеллигенции, педагогов, поэтов, художников и учеников мастера. Атмосфера в зале архива была наполнена особым звучанием – под аккомпанемент домбры и слова благодарности оживала духовная память нации.
Открывая церемонию, начальник службы сбора документов Государственного архива Алматы Нагима Ташкенбайкызы Нурманова подчеркнула, что жизненный путь и творчество Ерболата Мустафаева – это «золотой костяк казахской духовности, школа, поднявшая национальное искусство на новый уровень».
Право перерезать символическую красную ленту было предоставлено председателю РС и президенту Общественного фонда развития традиционных искусств имени Алшекея Бектибайулы Марату Токашбаеву.
С тёплыми словами в адрес мастера выступили известный художник и искусствовед Токкожа Кожагулов, поэт и председатель Союза писателей Алматинской области Талап Караш, преподаватель Казахской национальной академии искусств имени Т. Жургенова Мурат Абугазы, а также поэт и деятель культуры Казахстана Нуркен Аширов.
Каждый из них отметил, что вклад Ерболата Мустафаева в развитие казахской домбровой школы невозможно переоценить: он сумел не только сохранить традицию, но и передать её новому поколению.
Особое место в программе заняли музыкальные номера воспитанников профессора. Молодые исполнители представили кюи своего учителя, наполнив зал звучанием, в котором слышались благодарность, уважение и гордость.
Кюйши поделился воспоминаниями и размышлениями о пути музыканта и смысле передачи искусства молодым поколениям:
«Я родился в Кызылорде, в десять лет начал играть на домбре. Услышав по радио кюй, мог сразу воспроизвести его на слух – без нот и подсказок. В одиннадцать лет уже знал двадцать кюев, а к четырнадцати – семьдесят. Когда мне исполнилось двадцать четыре, я владел более чем двумястами произведениями, а сегодня исполняю около пятисот. Это только казахские кюи, не считая зарубежных и песен. Всю жизнь я на сцене – побывал в 27 странах, от Брюсселя до Африки. Хочу отметить, что наш народ – обладатель богатейшего наследия: около десяти тысяч кюев и пятнадцати тысяч песен. Каждое произведение – это история, слово, обращённое через музыку. Раньше, когда нельзя было сказать вслух, композиторы говорили через домбру. Я хочу, чтобы молодые через кюй учились доброте, уважению, семейным ценностям. Это и есть настоящее воспитание – духовное, казахское».
Мустафаев отметил, что его ученики сегодня продолжают традицию: многие из них – студенты Национального педагогического университета имени Абая, будущие преподаватели, которые понесут это наследие дальше.
«Всё начинается с первого класса. Через домбровую музыку можно воспитывать сердца», – подчеркнул мастер.
Ерболат Жумашулы отметил, что передача личного архива в государственное хранение – это не просто сохранение документов, а доверие культурной памяти будущим поколениям.
«Каждый лист, каждая запись – это часть духовного пути. Пусть архив станет живым источником вдохновения для тех, кто продолжит наше дело», – сказал он.